Идальго танцующий

Мировая звезда балета Йохан КОББОРГ, уже зарекомендовавший себя как хореограф, готовит в Театре балета имени Леонида Якобсона классическую постановку на музыку Людвига Минкуса «Дон Кихот».

Идальго танцующий | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

- Йохан, какие доводы были главными, когда вы приняли предложение художественного руководителя театра Андриана Фадеева поставить «Дон Кихота»?

- Тут многое сошлось. Я знал и уважал Андриана как блестящего танцовщика. А теперь доверяю его профессионализму в новом статусе руководителя балетной труппы. И, по счастью, именно сейчас выдалось свободное время, чтобы заняться этим проектом.

- В чем новизна вашего подхода к классическому материалу «Дон Кихота»?

- Я танцевал в этом спектакле на разных сценах мира. Но когда я смотрю этот любимый всеми балет, всегда вижу слабость сюжетной линии. Книга Сервантеса очень толстая, балет же стал простым набором характерных танцев. А мне важно внятно прописать характер каждого персонажа и прояснить их взаимоотношения. Главное в работе над образом Дон Кихота - отделить его грезы от реальности. Герой на протяжении всего спектакля путает сон и реальную жизнь. Мы с художником как раз ищем пути решения этих сцен. И к премьере концепция может кардинально измениться.

- Укрепляя сюжетные линии, вы приближаете балет к литературному оригиналу?

- Не уверен, что сделаю что-то близкое к тексту Сервантеса, - я сделаю то, что близко мне самому. Следуя книге, можно поставить не один, а десять балетов. Я же взял те эпизоды, которые традиционно используются в балете «Дон Кихот», но переработал их. И главным ориентиром для меня является не текст, а музыка. А она не дает возможности изменить либретто целиком. Мы можем лишь частично изменить мизансцены. Сейчас главная задача - совместить мои идеи с музыкой.

- Легко ли вам работать с труппой и как вы оцениваете ее творческие возможности?

- Несмотря на языковой барьер, в балетном зале мы хорошо понимаем друг друга. Могут различаться лишь акценты или способы достижения одной общей цели. А техническая оснащенность артистов труппы меня абсолютно устраивает. Мне важно сделать такую постановку, которую будут с удовольствием смотреть по всему миру, поэтому мои исполнители не должны танцевать, как танцуют в Дании. Мы друг у друга учимся, меняем привычные подходы и создаем такой продукт, который понравится всюду.

- Известно, что вы были не только хореографом, но и художником по костюмам, когда ставили в «Ковент Гардене» дивертисмент из балета «Неаполь».

- Да, мне нравится создавать эскизы костюмов, это моя большая страсть - увидеть что-то стоящее и попробовать сделать еще лучше.

- Вы исколесили весь мир, какие города и страны вам ближе по духу?

- Значительная часть моей жизни и карьеры связана с Лондоном, но в большей степени я всегда чувствовал себя дома именно в России. Говорю это не потому, что делаю сейчас постановку в Петербурге. Если спросить, какие мои выступления за 20 лет в балете запомнились мне больше всего, то на 90 процентов это будут спектакли, которые я танцевал в России. В юности, когда еще не было Интернета, на своем старом видеоплеере я смотрел только записи постановок Большого и Мариинского театров - не «Ковент Гардена» и не Датского королевского балета... И позже не мог поверить, что наяву танцую на этих легендарных сценах. А сейчас у меня впервые появилось время рассмотреть Петербург не только из окна гостиницы. Здесь все дышит гармонией красоты и историей, и это вдохновляет.

- Дух места для артиста не пустой звук. После Ханса Кристиана Андерсена вы, наверное, самый знаменитый уроженец датского города Оденсе...

- С восьми до четырнадцати лет я почти физически ощущал присутствие великого сказочника в моей жизни. Тем более что каждое лето в городе ставят спектакли по сказкам Андерсена, и я в них участвовал. Именно тогда я начал серьезно заниматься пением. Истории Андерсена внятны как детям, так и взрослым, поскольку в них бездна смыслов. Смешное в них соседствует с трагичным. Тот же принцип я использую в мизансценах «Дон Кихота».

- Что вы думаете об игровых фильмах про балет, которые все чаще появляются на больших экранах?

- Последний раз я был в кинотеатре лет десять назад. Мне нравится смотреть фильмы дома, чтобы можно было нажимать на паузу и обсуждать увиденное. Но вообще профессионалы не жалуют игровые фильмы про балет. Например, про картину «Черный лебедь» я слышал от коллег только одну оценку - «ужасно». Но от таких фильмов есть и польза: они рекламируют этот вид искусства. После просмотра «Черного лебедя» весь Лондон повалил на «Лебединое озеро». Беда в том, что зрители фильма думают, что видят на экране настоящий правильный балет. А на самом деле это просто карикатура. Но, наверное, появятся и хорошие фильмы на эту тему.

- А как вы сами ощущаете себя в этой довольно драматичной профессии? Например, Вацлав Нижинский называл себя Божьим Клоуном.

- Может, я просто клоун: ведь было время, когда я подрабатывал клоуном в торговом центре... Манией избранничества не страдаю. Мне всегда говорили: не продавай себя, не думай, что ты лучше других, но не цени себя дешевле, чем стоишь. Если тебе нравится то, что ты делаешь, это счастье. Я не старюсь угодить всем, просто хочу быть перед публикой честным, как хороший клоун на манеже.

Подготовила Татьяна ПОЗНЯК

#балет #хореограф #Кобборг

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.