И посеять что-нибудь. В Петербурге оценили влияние «хайпа» на культуру

В эпоху новых медиа культуру в Сети ждет незавидное будущее. К такому выводу пришли участники одной из самых интересных дискуссий Культурного форума.

И посеять что-нибудь. В Петербурге оценили влияние «хайпа» на культуру | Фото Виктории Виатрис/ТАСС

Фото Виктории Виатрис/ТАСС

В программе форума эта встреча значилась как ток-шоу под названием «Хайпанем вместе - эпоха культурного шока». Уровень приглашенных спикеров был самый высокий. Публика могла услышать выступления таких профессионалов, как главный редактор одного из ведущих британских культурно-развлекательных сайтов Адам Клери, основатель популярного канадского - а теперь уже и мирового - производителя видеоконтента Ашкан Карбасфрушан, директор московского Мультимедиа Арт-музея Ольга Свиблова. Своими мыслями поделилась и новая генерация деятелей - представители российских социальных медиа.

Первым делом стоит дать пояснение нашим читателям, которые далеки от поиска новостей в Сети. Под термином «хайп» (с англ. hype - «шумиха, ажиотаж») новые поколения подразумевают прием привлечения внимания создателями к своему интернет-продукту посредством вызывающих, зачастую провокационных материалов, которые подчас не имеют никакого отношения к сути поднимаемой проблемы, в том числе и в области культуры. Погоня за лайками - одобрительными метками, которые ставят своим любимчикам пользователи в Сети, - приводит к тому, что очень часто никакой сути в записях и видеозаметках вовсе не наблюдается, одно только стремление быть на виду, на пике читательского интереса. Ведь чем больше внимания, чем больше лайков, тем выше популярность. И тем больше возможностей для извлечения прибыли из того или иного интернет-проекта.

В новом информационном пространстве культуре приходится так же непросто, как и в традиционных СМИ. Процент интересующихся новостями из мира классической музыки, музеев и театров ничтожен по сравнению с остальными темами. Это было отмечено всеми участниками ток-шоу. Ольга Свиблова с некоторой горечью рассказала об усилиях, которые ее команда предпринимает для привлечения новых пользователей в проект «История России в фотографии»: «Мы постоянно развлекаем, привлекаем «примочками», разжевываем, превращаем в игру. Моим сотрудникам это дается нелегко. Половина из них - интеллигенты из Питера. Как их заставить сказать пользователям cool (круто. - Ред.)?».

Но похоже, что иного пути, кроме как использование того же хайпа в качестве приманки для публики, нет. Особенно сейчас, когда, по мнению спикеров встречи, уходят в прошлое традиционные бумажные газеты, многие из которых и в лучшие времена не могли себе позволить отдавать культуре целую полосу. «Надо с этим смириться и посмотреть на жизнь реально», - отметила та же Ольга Свиблова.

Не видят ничего зазорного в использовании такой зазывной технологии интернет-журналисты нового поколения. Показательным стало выступление бывшего редактора светской хроники в популярных глянцевых журналах, а ныне владельца онлайн-издания о звездах Лауры Джугелия: «Если ты хочешь привлечь внимание, ты должен хайпануть. Если ты талантлив, ты когда-нибудь - очень нескоро - пробьешься. Для быстрого результата нужны связи и знакомства. Развивать культуру в мире хайпа нужно именно так. Я буду писать то, что интересно массам, но и заодно сеять что-нибудь».

Говоря о загрязнении хайпом информационной среды, эту мысль развил основатель популярного и крайне неоднозначного сообщества в социальной сети и преподаватель Московской школы коммуникаций Роберто Панчвидзе: «Построение токсичных новостей было трендом, со временем такой агрессии, с которой все начинали, уже нет. И мы уже начинаем просвещать нынешних школьников».

Подобные планы просвещения вызвали смешанную реакцию у остальных участников дискуссии. Зарубежные гости напомнили об опасности убедительного преподнесения в Сети абсолютно не достоверных фактов, чем грешат и иностранные просвещающие интернет-каналы. О качестве изложения материала предложила задуматься американский блогер Шеннон О'Доннелл: «Ради денег много чего приходится делать: блогер говорит то, в чем он некомпетентен, аудитория абсолютно не понимает, что стоит за предлагаемой ему информацией».

А Ольга Свиблова, которая в итоге сыграла первую скрипку в разговоре, и вовсе не оставила от радужных перспектив камня на камне:

- Среду для контента всегда создают пользователи. Блогеры нужны и важны. Это реальность. Смешно не понимать, что классические сайты уходят на наших глазах. В реальной жизни культура нужна единицам, а глубоко ее понимают вообще меньше пикселя пользователей. А мы хотим, чтобы культура была массовой. Важен не хайп. Важно, кто из привлеченных им зрителей будет приходить потом. Я не против развлекательности - об очень серьезных вещах можно говорить веселым языком. Я против того, чтобы все перевести на язык «раз-два». Роль культуры в онлайне будет такой же, как в реальности. А в онлайне мы никого культурным не сделаем.

В качестве отрицательного примера информационной шумихи, якобы способствующей продвижению культуры, директор Мультимедиа Арт-музея привела примеры ажиотажного спроса на недавние выставки классиков русской живописи, когда публика порой выносила музейные двери: «Очереди в музее - хайп. Отмороженный зритель - не зритель, он ничего не увидит. Перепиарили события».

В итоге основная тяжесть вины за неудовлетворительное состояние культурного просвещения в Сети была возложена участниками разговора на самих потребителей интернет-продукта. Главную мысль отчетливо выразил канадец Ашкан Карбасфрушан: «Мы сами виноваты. Если вам не нравится - не кликайте эту статью, этот ролик. Не потребляйте этот продукт. СМИ и разнообразные социальные платформы - не наша няня, которая должна заботиться о нас. Это наш выбор».

#культура #интернет #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «И заодно посеять что-нибудь».


Комментарии