И с недоверием нужно жить

И с недоверием нужно жить  |

Недавно я вернулся из Венеции, где мы обсуждали, каким будет День Италии на Международном культурном форуме, который состоится в декабре в Петербурге. Мы хотим провести его в Эрмитаже, посвятить не памятникам искусства, а обсуждению проблем, связанных с культурой и экономикой. Это продолжение программы Эрмитаж – Италия. Встреча планируется с участием министров культуры обеих стран, музейных и административных деятелей.

Для нас это важно потому, что в Италии проходит реформа музейного дела. Стоит присмотреться к чужому опыту, чтобы понять: что нам следует сохранить, от чего отказаться.

Итальянские музеи получают большую автономию, взамен от их руководства требуют активности в менеджменте. Музею оставляют деньги за билеты, чего раньше не было. В то же время предполагается, что директор займется фандрайзингом (привлечением средств).

Двадцать директоров крупнейших музеев страны были уволены, на их место по международному конкурсу назначены новые. Лишь один итальянец сохранил свой пост – директор галереи Боргезе. Немец из США получил должность директора галереи Уффици, англичанин возглавил галерею Брера в Милане... Отношение к тому, что национальные музеи получили из-за границы в руководители историков искусств с менеджерской хваткой, неоднозначное.

Это опыт, на который интересно смотреть, но у нас есть собственный. На закате советской власти в нашей стране музеям была дана автономия. Они получили возможность в значительной степени распоряжаться своей судьбой. Автономия предполагает свободу, мы готовы ее защищать.

Недавно депутаты Карелии выступили с предложением повысить стоимость билетов в музеи для иностранцев. Люди, которые выходят с инициативой, понятия не имеют, о чем говорят. У музеев с советского времени для иностранцев и соотечественников были разные цены на входные билеты. Это плохо, дискриминация для тех, кто платит много, и для тех, кто мало. Последних признают бедняками, другой аргументации нет. Многие музеи России сделали единую цену. Эрмитаж собирался поступить так же, но грянул кризис, разницу пришлось сохранить – не все наши соотечественники могут купить билет за полную стоимость.

Очевидно, что надо развивать варианты бесплатного посещения. Депутаты должны думать, как это компенсировать музеям. Министерство культуры рекомендовало пускать детей бесплатно. Музеи подчинились, но теряют на этом много денег. У нас в стране нет системы компенсации льгот.

Новый директор появился и в Лондонской национальной галерее, это бывший заместитель директора «Прадо». Там сменился и председатель попечительского совета. Новые руководители тут же получили в наследство забастовку. Дело в том, что попечительский совет галереи в целях экономии решил передать обслуживание залов и охрану частным компаниям. У галереи была своя охрана, те, кто там работал, считались государственными служащими. В Англии они получают больше привилегий при выходе на пенсию. Государству это невыгодно, оно экономит, уклоняется от ответственности, музеи протестуют.

Забастовка в Лондонской национальной галерее – перекличка с нашей ситуацией. Мы бурно обсуждали замену вневедомственной охраны на частную в музеях, библиотеках, архивах. Идеологически это устранение государства от своих обязанностей. Охрана в музеях не услуга, а обязанность.

В Германии подготовлен проект закона о культурном наследии, которое нельзя вывезти из страны. В Англии, если кто-то покупает вещь, а она является национальной ценностью, определяется срок, за который музеи или государство должны собрать деньги, чтобы ее перекупить. В Германии хотят запретить вывоз ценностей, созданных более пятидесяти лет назад. К тому же обязательна регистрация всех частных собраний. Это вызвало взрыв возмущения у коллекционеров и художников. Базелиц и другие известные художники заявили, что забирают из музеев свои работы, которые находятся там на временном хранении. Они не уверены, что смогут их получить, если захотят продать.

И у нас готовится новый закон о ввозе и вывозе произведений искусства, в обсуждении которого мы активно участвуем. Механизм ограничения передвижения предметов искусства необходим. Современное искусство должно пересекать границы, иначе не будет рынка, который определяет качество вещей, пока они не оказались в музее. Для остального необходим надежный заслон. Все, что не моложе, допустим, ста лет и дороже определенной цены, не должно вывозиться из страны.

Мы наблюдаем много аспектов недоверия государства к деятелям культуры. В Италии набирают музейщиков «со стороны», в Германии не доверяют коллекционерам. У нас никто никому не верит. С этим недоверием нужно жить. Явная тенденция приватизации услуг охраны наталкивается на недоверие к частным структурам. Возникает недоверие к государству, потому что оно не желает охранять музеи, пытается экономить, непонятно, за чей счет.

Государство не объясняет, как защитить музеи от вандалов. Для того чтобы ловить карманников, есть специальные подразделения. Существуют способы борьбы с кражами в музеях. Для защиты от вандалов нужен человек в мундире, принимавший присягу. Тогда ему можно более-менее доверять.

Государство не принимает мер по борьбе с вандализмом: будь то повреждение работ Сидура в «Манеже» или разрушение барельефа Мефистофеля на здании-памятнике. Мы видим мягкие оценки поступков, являющихся преступлениями. Видим попытки установить знак равенства между налетом на учреждение культуры и чьими-то оскорбленными чувствами. Время и силы наших законодательных органов тратятся на что-то другое.

Мы имеем два закона: один об экстремизме, второй о защите чувств верующих. Когда они принимались, возникал вопрос, кто будет определять границы допустимого в том и другом случае? Кто станет экспертом?

Оба закона столкнулись в безумном решении южносахалинского городского суда. Он признал экстремистской книгу о мусульманской молитве. Эксперты назвали экстремистскими высказываниями цитаты из Корана. В частности, цитаты, в которых говорится, что Бог един, а тот, кто в это не верит, не прав. Решение суда возмутило главу Чечни Рамзана Кадырова. Он назвал судью и прокурора «национальными предателями» и «шайтанами», пообещал призвать их к ответу. В данном случае мы видим глубоко задетые чувства мусульман. Бог един – основа веры ислама.

История с южносахалинским судом – серьезный повод задуматься, как толковать чувства верующих, кто может быть экспертом? Даже в Москве и Петербурге, где есть люди, которые разбираются в вопросах религии, нет ответственных экспертов по экстремизму в религии и чувствам верующих. Разве что, как раньше, им может быть районный начальник НКВД.

Опасно создавать поводы для богословских споров. Иначе начнется с погромов выставок, потом витрин магазинов, а затем правительственных зданий. Мы видим, как это происходит в мире. Надо срочно думать, как исправить ситуацию.

Все это на фоне отказа государства от своих обязанностей. Государство пытается сократить список ценных объектов культуры, у которых есть особое прямое финансирование. Учреждениям культуры предлагается самим думать, как осуществлять охрану без полиции. Музеи должны строить отношения с церковью, с которой их все время ссорят.

Не хотелось бы, чтобы в обществе возникло ощущение слабости государства, которое выражается в недоверии к полиции, к законам и их исполнению, к рецептам, которые предлагают депутаты.

Опасно создавать поводы для богословских споров. Иначе начнется с погромов выставок, потом витрин магазинов, а затем правительственных зданий. Мы видим, как это происходит в мире. Надо срочно думать, как исправить ситуацию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5550) от 23.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...