И «Ревизор» придет на форум

– Мы будем говорить об особенно острых, актуальных и новых проблемах на мировой и российской театральной карте, – пообещал Андрей Могучий. Речь — о театральной секции IV Международного культурного форума, который пройдет в Петербурге с 14 по 16 декабря. Секция действует на форуме уже третий год, и в этот раз руководителем ее был избран художественный руководитель БДТ имени Георгия Товстоногова. В рамках секции ожидаются «круглые столы», симпозиумы, мастер-классы, спектакли, в том числе две премьеры в БДТ. Участие в них примут около 80 театральных деятелей зарубежного и российского театрального сообщества. Организаторы секции собрали пресс-конференцию в БДТ, на которой рассказали о будущей работе.

И «Ревизор» придет на форум  | ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

Как работать с наследием?

Форум в этом году приурочен к 70-летию ЮНЕСКО. Поэтому в первый же день работы секции, 14 декабря, пройдет симпозиум «Театральное наследие: сохранение, реконструкция и переосмысление сценических текстов» – тема, прямо связанная с деятельностью ЮНЕСКО.

– Вопрос о сохранении театрального наследия решается не так, как для других видов искусства, – объяснил один из модераторов симпозиума ректор Российского государственного института сценических искусств Александр Чепуров. – Ясно, что искусство театра сиюминутно, оно существует только на сцене. Существуют, конечно, способы фиксации, но все они субъективны.

Ректор РГИСИ пообещал, что на симпозиум приедут крупнейшие мировые исследователи этой проблемы. Речь пойдет о координации усилий разных стран для создания целой мировой библиотеки театральных текстов и о том, как сделать ее полезной для современного театра. Своим примером работы с основополагающими текстами поделится другой модератор симпозиума – художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. В рамках форума Александринский театр покажет две работы режиссера: «Ревизор» (14 декабря) и «Маскарад. Воспоминания будущего» (15 декабря). После спектаклей, пообещал Валерий Фокин, обязательно состоится дискуссия.

Еще одним примером работы с классикой, правда, уже не театральной, станет премьера, которая пройдет 14 декабря на Главной сцене БДТ. Спектакль «Война и мир Толстого» в постановке Виктора Рыжакова сами авторы определяют как путеводитель или экскурсию по роману. В главной роли занята Алиса Бруновна Фрейндлих.

– Это как бы дань завершающемуся Году литературы, одна из последних его страниц, – сказал Андрей Могучий.

О чем говорит язык птиц

«Социальный театр: история, мировой опыт, перспективы развития» – название еще одной темы, которую будут обсуждать в секции. «Круглый стол» пройдет 14 декабря в БДТ.

– У социального театра в приоритете именно этика, не эстетика, – объяснил режиссер и руководитель социально-просветительского отдела в БДТ Борис Павлович. – Тут ставится вопрос: какая конкретная польза может быть, если театр вторгнется в социальное пространство сегодняшней реальности?

Социальный театр возник именно в России, но сейчас, по иронии судьбы, развит здесь меньше, чем во всем мире. В Латинской Америке театральный деятель Аугусто Боаль создал свою концепцию социального «театра угнетенных», где режиссерская «вертикаль власти» заменяется горизонтальной конструкцией, когда предлагается начать совместное творчество. 14 декабря британский режиссер Адриан Джексон проведет мастер-класс по методу Аугусто Боаля. Джексон более двадцати лет назад по этому методу создал свой «театр бездомных», где все актеры имеют опыт жизни на улице.

Еще одним событием, связанным с темой, станет вторая премьера в БДТ. 14 декабря здесь пройдет спектакль «Язык птиц» по старинной суфийской поэме, аллегории о путешествии человека к самому себе. Театр создал постановку при участии центра «Антон тут рядом» – в спектакле наравне с профессиональными актерами играют студенты центра, люди с расстройствами аутистического спектра.

– Мы уже более года как подружились с центром и теперь работаем вместе, – рассказал Андрей Могучий. – Очень важно, что эти проекты мы выводим из сферы благотворительности. Есть мнение, что такие спектакли не настоящее творчество, а вторичное, прикладное. Нет – это настоящее большое искусство. Люди с аутизмом по-другому видят мир, и во время работы происходили какие-то совершенно чудесные вещи, настоящие театральные открытия. Они будут открытиями и для тех, кто придет в театр.

Пограничники перед Чеховым

Самой, может быть, острой темой на театральной секции форума станет третья. О ней поговорят 15 декабря в БДТ на «круглом столе» «Авторский театр как явление современной театральной реальности. Границы интерпретации». К теме приурочен мастер-класс режиссера Анатолия Васильева. Он пройдет 16 декабря. Модераторами же «круглого стола» станут Андрей Могучий и Валерий Фокин.

– Дискуссия о том, каковы границы свободы у режиссера, невероятно важна, – заявил художественный руководитель Александринского театра. – Ничего нового в ней, правда, нет. Но в последние полтора года вопрос из чисто эстетического стал еще и политическим.

Есть люди, которые совершенно неосведомлены в театральной области, но берут на себя смелость вычерчивать эти границы, прямо как на карте. Тут и там у них стоят посты пограничников: перед Гоголем, перед Чеховым. В Калининградской области пять монахинь обиделись на спектакль о Ксении Блаженной, написали письмо в Минкульт. В итоге спектакль сократили, а режиссер потребовал убрать свое имя с афиши спектакля.

– Может быть, еще год назад мы не стали бы об этом говорить, – подытожил Валерий Фокин. – Но сейчас эта тема обострилась до предела, и дискуссия будет тоже очень острой: приедут люди с самыми разными точками зрения.

– Конечно, мы за два-три часа не успеем решить, как нам сохранить суверенные границы искусства, – подытожил Андрей Могучий. – Но главное – пролонгировать вопросы в течение года, постараться, чтобы разные группы общества научились разговаривать друг с другом. Так что сама жизнь подсказала нам темы дискуссий.

Весь мир – театр. Сейчас, когда мир может легко превратиться в театр военных действий, как никогда нужно учиться дискутировать. Вот самый важный аспект форума.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5593) от 26.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?