Главная городская газета

И «Ревизор» придет на форум

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
И «Ревизор» придет на форум  | ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

– Мы будем говорить об особенно острых, актуальных и новых проблемах на мировой и российской театральной карте, – пообещал Андрей Могучий. Речь — о театральной секции IV Международного культурного форума, который пройдет в Петербурге с 14 по 16 декабря. Секция действует на форуме уже третий год, и в этот раз руководителем ее был избран художественный руководитель БДТ имени Георгия Товстоногова. В рамках секции ожидаются «круглые столы», симпозиумы, мастер-классы, спектакли, в том числе две премьеры в БДТ. Участие в них примут около 80 театральных деятелей зарубежного и российского театрального сообщества. Организаторы секции собрали пресс-конференцию в БДТ, на которой рассказали о будущей работе.

Как работать с наследием?

Форум в этом году приурочен к 70-летию ЮНЕСКО. Поэтому в первый же день работы секции, 14 декабря, пройдет симпозиум «Театральное наследие: сохранение, реконструкция и переосмысление сценических текстов» – тема, прямо связанная с деятельностью ЮНЕСКО.

– Вопрос о сохранении театрального наследия решается не так, как для других видов искусства, – объяснил один из модераторов симпозиума ректор Российского государственного института сценических искусств Александр Чепуров. – Ясно, что искусство театра сиюминутно, оно существует только на сцене. Существуют, конечно, способы фиксации, но все они субъективны.

Ректор РГИСИ пообещал, что на симпозиум приедут крупнейшие мировые исследователи этой проблемы. Речь пойдет о координации усилий разных стран для создания целой мировой библиотеки театральных текстов и о том, как сделать ее полезной для современного театра. Своим примером работы с основополагающими текстами поделится другой модератор симпозиума – художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. В рамках форума Александринский театр покажет две работы режиссера: «Ревизор» (14 декабря) и «Маскарад. Воспоминания будущего» (15 декабря). После спектаклей, пообещал Валерий Фокин, обязательно состоится дискуссия.

Еще одним примером работы с классикой, правда, уже не театральной, станет премьера, которая пройдет 14 декабря на Главной сцене БДТ. Спектакль «Война и мир Толстого» в постановке Виктора Рыжакова сами авторы определяют как путеводитель или экскурсию по роману. В главной роли занята Алиса Бруновна Фрейндлих.

– Это как бы дань завершающемуся Году литературы, одна из последних его страниц, – сказал Андрей Могучий.

О чем говорит язык птиц

«Социальный театр: история, мировой опыт, перспективы развития» – название еще одной темы, которую будут обсуждать в секции. «Круглый стол» пройдет 14 декабря в БДТ.

– У социального театра в приоритете именно этика, не эстетика, – объяснил режиссер и руководитель социально-просветительского отдела в БДТ Борис Павлович. – Тут ставится вопрос: какая конкретная польза может быть, если театр вторгнется в социальное пространство сегодняшней реальности?

Социальный театр возник именно в России, но сейчас, по иронии судьбы, развит здесь меньше, чем во всем мире. В Латинской Америке театральный деятель Аугусто Боаль создал свою концепцию социального «театра угнетенных», где режиссерская «вертикаль власти» заменяется горизонтальной конструкцией, когда предлагается начать совместное творчество. 14 декабря британский режиссер Адриан Джексон проведет мастер-класс по методу Аугусто Боаля. Джексон более двадцати лет назад по этому методу создал свой «театр бездомных», где все актеры имеют опыт жизни на улице.

Еще одним событием, связанным с темой, станет вторая премьера в БДТ. 14 декабря здесь пройдет спектакль «Язык птиц» по старинной суфийской поэме, аллегории о путешествии человека к самому себе. Театр создал постановку при участии центра «Антон тут рядом» – в спектакле наравне с профессиональными актерами играют студенты центра, люди с расстройствами аутистического спектра.

– Мы уже более года как подружились с центром и теперь работаем вместе, – рассказал Андрей Могучий. – Очень важно, что эти проекты мы выводим из сферы благотворительности. Есть мнение, что такие спектакли не настоящее творчество, а вторичное, прикладное. Нет – это настоящее большое искусство. Люди с аутизмом по-другому видят мир, и во время работы происходили какие-то совершенно чудесные вещи, настоящие театральные открытия. Они будут открытиями и для тех, кто придет в театр.

Пограничники перед Чеховым

Самой, может быть, острой темой на театральной секции форума станет третья. О ней поговорят 15 декабря в БДТ на «круглом столе» «Авторский театр как явление современной театральной реальности. Границы интерпретации». К теме приурочен мастер-класс режиссера Анатолия Васильева. Он пройдет 16 декабря. Модераторами же «круглого стола» станут Андрей Могучий и Валерий Фокин.

– Дискуссия о том, каковы границы свободы у режиссера, невероятно важна, – заявил художественный руководитель Александринского театра. – Ничего нового в ней, правда, нет. Но в последние полтора года вопрос из чисто эстетического стал еще и политическим.

Есть люди, которые совершенно неосведомлены в театральной области, но берут на себя смелость вычерчивать эти границы, прямо как на карте. Тут и там у них стоят посты пограничников: перед Гоголем, перед Чеховым. В Калининградской области пять монахинь обиделись на спектакль о Ксении Блаженной, написали письмо в Минкульт. В итоге спектакль сократили, а режиссер потребовал убрать свое имя с афиши спектакля.

– Может быть, еще год назад мы не стали бы об этом говорить, – подытожил Валерий Фокин. – Но сейчас эта тема обострилась до предела, и дискуссия будет тоже очень острой: приедут люди с самыми разными точками зрения.

– Конечно, мы за два-три часа не успеем решить, как нам сохранить суверенные границы искусства, – подытожил Андрей Могучий. – Но главное – пролонгировать вопросы в течение года, постараться, чтобы разные группы общества научились разговаривать друг с другом. Так что сама жизнь подсказала нам темы дискуссий.

Весь мир – театр. Сейчас, когда мир может легко превратиться в театр военных действий, как никогда нужно учиться дискутировать. Вот самый важный аспект форума.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook