И Мокрица может стать циркачкой

Четвертый фестиваль «БТК-фест: Театр актуальных кукол» раскрасил петербургский ноябрь в цвета театрального волшебства.

 И Мокрица может стать циркачкой | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

...На сцене - горы канатов, сотни метров веревок и просто нитей. Толстые, тонкие, длинные, короткие, скрученные и растрепанные. И с ними не просто работает, но вступает в сложные отношения бельгийский артист Алексис Рувр. Он жонглирует канатами, связывает в воздухе сложные узлы, сплетает из веревок сложную цепь, исследуя сущность простейшего материала и предмета, превращая его в собеседника и даже влюбляясь в него! На спектакле цирковой компании из Бельгии «Канаты», продемонстрированном в день открытия фестиваля, зал Большого театра кукол затих от удивления.

«Цирк сегодня уходит из традиционного пространства: из шатра, с площади, - объяснила нам программу нынешнего фестиваля его арт-директор Анна Иванова-Брашинская. - А театр выходит со сцены в иные пространства, ломая стены-коробки. Наша идея - вдохновить нынешним фестивалем кукольников на новые идеи, новый инструментарий, альтернативные площадки. Традиционные для цирка предметы - обручи, канаты, батуты, кольца - сегодня не просто участники аттракциона - это поиск пути выживания в нашем катастрофическом мире...»

Сложнейшие задачи международного фестиваля решались на трех сценах Большого театра кукол и в крохотном зале Karlsson Haus на Фурштатской. Но ведь и сама цирковая арена в наше время может сжаться до размеров письменного стола, как, например, в «Маленьком цирке» француза Лорана Биго. «Здесь есть не только на что посмотреть, но и что послушать!» - предупредил зрителей хозяин «Маленького цирка», на маленькой арене которого крутились силиконовые акробатики, сваливаясь на тарелку-манеж, кувыркались заводные зверюшки, подчиняясь командам «дрессировщика», передвигались канатоходцы из фольги, летали пластмассовые птицы. И все это позвякивало, посвистывало, поскрипывало, делало «шлеп», «бах», «шмяк», «плюх». Так звучала «фантастическая симфония» механического мирка, обитателей которого мы можем приобрести за копейки в любом супермаркете. Но превратить эту «грошовую кукольную историю» в отлично срежиссированное цирковое шоу смог именно Лоран Биго.

«Программа фестиваля ориентирована на соединение цирковых сюжетов и кукольных, - комментирует идею организаторов Анна Иванова-Брашинская. - Так, в спектаклях «Канаты», «Маленький цирк», VU мы видим поиск артистов в использовании порой самых обычных предметов. В VU герой просто заваривает себе чай за столом и одновременно придумывает что-то, что делает банальные вещи и предметы самостоятельными - они вдруг начинают действовать как бы без посредничества человека. Однако есть в программе фестиваля и спектакли, где тема цирка заявлена в сюжете, с ней связаны герои и образы кукольного представления».

Добрую историю «Легкий слон» рассказали зрителям фестиваля актриса, музыкант, поэт и кукольник белорусского театра «Картонка» Света Бень и петербургский художник, режиссер, артист и руководитель проекта «Летающие звери» Миша Сафронов. Сказка про нелегкую страну, ставшую легкой, доброго слона, взлетевшего под облака, и злого директора цирка, научившегося улыбаться, вдохновила и маленьких зрителей, и их родителей, и студентов-кукольников. Куклы сотворила Юля Сомина из картона, в который упаковывают овощи-фрукты, банки и склянки. Малыш может прийти после такого представления домой и, взяв в руки ножницы, краски и картонку, «сочинить» свой домашний театр!

Одно за другим чудеса случались на фестивале каждый день, и не только пространство, но и время преображалось здесь, заставляя забыть о промозглой питерской осени. С солнечных итальянских площадей в фойе БТК приехал герой древнейших уличных представлений Пульчинелла, победитель всех злодеев, с неуловимо похожим на него волшебником-хозяином - артистом Сальваторе Гатто. «Цирк на нитях» Виктора Антонова с его многообразием кукол и аттракционов заставил вспомнить ребячью радость от цирковых представлений нашего детства.

Вот закрутился, потрескивая, старенький кинопроектор, возвращая сегодняшнего зрителя в эпоху черно-белого немого, но великого кинематографа: это чешский цирк LA PUTYKA на спектакле «Биограф» затянул зрителя в совсем не плоское пространство экрана: оказывается, не нужны 3D-технологии, чтобы смеяться, плакать, любить и страдать. В своеобразный диалог с чешским представлением вступил моноспектакль Сандры Ланге из Эстонии «Цирк Джельсомины», вохновленный великим фильмом «Дорога» Федерико Феллини.

Пространство и время фестивальных событий чудесно сжималось и расширялось. Для того чтобы увидеть, как маленькая Мокрица стала цирковой артисткой, зрителю не понадобился микроскоп: с этой задачей чудесно и музыкально справился Tehdas Teatteri из Финляндии. А режиссер Яна Тумина представила вместе с «Упсала цирком» спектакль «Я Басё»: короткие хокку преобразили цирковое представление, в финале которого юные артисты и профессиональные актеры отправились в сказочное плавание.

Главному режиссеру БТК Руслану Кудашову выпало завершить программу. «Небо в чемодане, или Цуцики в ночи» - легендарный спектакль театра «Потудань», когда-то закрывавший этот проект, вернулся на сцену БТК. «И жизнь, и слезы, и любовь» на маленьком пространстве вокзала, где встречаются и расстаются, радуются и печалятся герои - «то ли люди, то ли куклы». Итог и своеобразная метафора главной идеи нынешнего фестиваля.

#БТК-фест #театр #куклы

Комментарии