И назвали завод музеем

Четыре года назад на пересечении Индустриального проспекта и шоссе Революции появился Музей стрит-арта (уличного искусства). Идея радикального изменения облика расположенного здесь завода принадлежит председателю совета директоров Дмитрию Зайцеву. В разгар летнего сезона в Музее уличного искусства события происходят едва ли не каждую неделю. Наш корреспондент встретилась с Дмитрием ЗАЙЦЕВЫМ, чтобы поговорить о том, как сделать из завода музей и перестать путать искусство с хулиганством.

И назвали завод музеем | Вместо серых стен — картины. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вместо серых стен — картины.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Какую цель вы перед собой поставили, создавая культурный объект на территории действующего завода?

– Я хотел сделать первый в Европе музей уличного искусства.

– Неужели в европейских странах нет ничего подобного?

– Музеев нет, но в Лондоне выделена отдельная территория для граффитистов, в Риме одно из предместий полностью расписано... Но это просто расписанные стены, не культурная институция. У нас же дом, где живет искусство.

– Чтобы институция называлась музеем, надо соответствовать ряду критериев: иметь коллекцию, библиотеку, заниматься изучением и продвижением выбранного направления...

– Совершенно верно. Мы собираем фонды и пропагандируем уличное искусство. У нас есть постоянная коллекция, которая находится на территории завода – художники оформили стены внутри и снаружи цехов, складские помещения. Туда можно попасть, только заказав экскурсию. И есть непосредственно летняя площадка, где проходят фестивали и разные события. Два пространства дополняют друг друга. В прошлом году мы открыли резиденцию – приглашаем художников, которые здесь живут и рисуют не только граффити, но и холсты. Таким образом мы собираем коллекцию. Будем делать выставки этих картин.

– Вы сами находите художников и следите за процессами, происходящими в стрит-арте?

– Как правило, мы нанимаем кураторов, которые формируют ту или иную выставку и экспозицию. Я лично этим не занимаюсь. В музее работает постоянный штат сотрудников. Временно привлекаем только кураторов. Например, выставку «Через границы/Сквозь ограничения», открывшуюся в мае, сделал английский антрополог и куратор Рафаэль Шактер.

– С чего началось ваше увлечение уличным искусством?

– У меня произошел резкий переход от классики к уличному искусству, минуя искусство современное, которое мне никогда не нравилось. На мой взгляд, в нем слишком много бизнеса. Часто художники раскручиваются с помощью бизнес-технологий. И много очень концептуальных вещей, которые сложно понять, – такое искусство оторвано от реальной жизни. Уличное – совсем другое дело. Оно живое, несет в себе энергию.

– Молодой человек придет к вам, и ему скажут: граффити – это искусство. Хотя это не всегда верно, часто росписи на стенах – хулиганство. Как разрешить это противоречие?

– То что нельзя остановить, нужно возглавить. Не надо запрещать, но разрешить в соответствии с определенными правилами – от этого выиграют и город и сами художники. И вместо серых стен мы будем видеть картины. Надо людям дать возможность проявить себя в творчестве.

– Что думают работники завода о проходящих здесь мероприятиях?

– Они в них участвуют. Сначала относились ко всему как к блажи руководства, этакой игре, развлечению. Но постепенно мнение изменилось, и сейчас они относятся к музею очень положительно. Уличное искусство – самое народное, потому что каждый, кто чувствует себя художником, может взять баллончик и создать картину. Но, чтобы в Петербурге это сделать легально, надо прийти к нам – у нас есть «Открытая стена», на которой мы предоставляем возможность рисовать картины.

– Можно сказать, что музей стрит-арта – это ваше хобби?

– Я не согласен, что искусство – это хобби. Это моя жизнь. Одним из мотивов создания музея послужило желание изменить пространство вокруг себя, сделать его красивее, лучше, комфортнее, из серых городских стен переместиться в музей.

– Ваш музей находится далеко от исторического центра. За несколько лет удалось преодолеть предубеждения о том, что на окраинах искусству не выжить?

– Такой музей, как наш, может располагаться только вдали от достопримечательностей. Мы обратились к городским властям с просьбой организовать бесплатную развозку от метро, но пока этот вопрос рассматривается. С местными жителями взаимодействие не налажено в том объеме, в котором мы бы хотели. Музей расположен в районе, где 350 тысяч жителей – это, по европейским меркам, целый город, и, безусловно, мы хотели оживить район и показать, что на окраине, на старом промышленном предприятии можно сделать музей. Статистика показывает, что шестьдесят процентов жителей таких районов как, например, Красногвардейский, только раз в две недели выбираются в центр города и явно не на выставки. Опросы показывают, что многие люди только в школьные годы были в Эрмитаже и Русском музее. Поэтому музей должен быть ближе, быть более открытым.

– Уличное искусство включает в себя отнюдь не только граффити, но различные жанры: это и музыка, и театр, и цирк, и танец...

– Уличное искусство – это то, что делается на улице для всех, кто на этой улице находится. По каким-то характеристикам невозможно отличить, допустим, уличную музыку от неуличной. Все определяет место. Сотрудники музея активно общаются с организаторами фестивалей и промоутерами: каждое лето мы делаем фестиваль аудиовизуального искусства. Кроме того, те фестивали, которые существуют в Петербурге много лет, интересуются нашей площадкой. В этом году здесь впервые показан спектакль в рамках фестиваля современного танца Open Look. Второй год у нас проходят театральные показы фестиваля «Точка доступа», только что прошел фестиваль Urban culture fest. А еще мы дадим площадку Инженерному театру АХЕ, чтобы они могли репетировать и показывать у нас свои спектакли.

– А что происходит в музее зимой?

– Работает постоянная экспозиция, куда мы водим экскурсии. В скором времени откроем зимнее помещение, чтобы зимой работать в регулярном режиме.

– Куда планируете двигаться дальше?

– Мы создаем креативное пространство, которое изменит облик района. Здесь будут находиться представители творческих индустрий; откроем несколько галерей и выставочный зал, мастерские для художников и архитекторов.

– Неужели на заводе столько пустующих цехов?

– Мы используем и действующие помещения. Основная задача – из завода сделать музей, из музея сделать завод.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...