И назвали завод музеем

Четыре года назад на пересечении Индустриального проспекта и шоссе Революции появился Музей стрит-арта (уличного искусства). Идея радикального изменения облика расположенного здесь завода принадлежит председателю совета директоров Дмитрию Зайцеву. В разгар летнего сезона в Музее уличного искусства события происходят едва ли не каждую неделю. Наш корреспондент встретилась с Дмитрием ЗАЙЦЕВЫМ, чтобы поговорить о том, как сделать из завода музей и перестать путать искусство с хулиганством.

И назвали завод музеем | Вместо серых стен — картины. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вместо серых стен — картины.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Какую цель вы перед собой поставили, создавая культурный объект на территории действующего завода?

– Я хотел сделать первый в Европе музей уличного искусства.

– Неужели в европейских странах нет ничего подобного?

– Музеев нет, но в Лондоне выделена отдельная территория для граффитистов, в Риме одно из предместий полностью расписано... Но это просто расписанные стены, не культурная институция. У нас же дом, где живет искусство.

– Чтобы институция называлась музеем, надо соответствовать ряду критериев: иметь коллекцию, библиотеку, заниматься изучением и продвижением выбранного направления...

– Совершенно верно. Мы собираем фонды и пропагандируем уличное искусство. У нас есть постоянная коллекция, которая находится на территории завода – художники оформили стены внутри и снаружи цехов, складские помещения. Туда можно попасть, только заказав экскурсию. И есть непосредственно летняя площадка, где проходят фестивали и разные события. Два пространства дополняют друг друга. В прошлом году мы открыли резиденцию – приглашаем художников, которые здесь живут и рисуют не только граффити, но и холсты. Таким образом мы собираем коллекцию. Будем делать выставки этих картин.

– Вы сами находите художников и следите за процессами, происходящими в стрит-арте?

– Как правило, мы нанимаем кураторов, которые формируют ту или иную выставку и экспозицию. Я лично этим не занимаюсь. В музее работает постоянный штат сотрудников. Временно привлекаем только кураторов. Например, выставку «Через границы/Сквозь ограничения», открывшуюся в мае, сделал английский антрополог и куратор Рафаэль Шактер.

– С чего началось ваше увлечение уличным искусством?

– У меня произошел резкий переход от классики к уличному искусству, минуя искусство современное, которое мне никогда не нравилось. На мой взгляд, в нем слишком много бизнеса. Часто художники раскручиваются с помощью бизнес-технологий. И много очень концептуальных вещей, которые сложно понять, – такое искусство оторвано от реальной жизни. Уличное – совсем другое дело. Оно живое, несет в себе энергию.

– Молодой человек придет к вам, и ему скажут: граффити – это искусство. Хотя это не всегда верно, часто росписи на стенах – хулиганство. Как разрешить это противоречие?

– То что нельзя остановить, нужно возглавить. Не надо запрещать, но разрешить в соответствии с определенными правилами – от этого выиграют и город и сами художники. И вместо серых стен мы будем видеть картины. Надо людям дать возможность проявить себя в творчестве.

– Что думают работники завода о проходящих здесь мероприятиях?

– Они в них участвуют. Сначала относились ко всему как к блажи руководства, этакой игре, развлечению. Но постепенно мнение изменилось, и сейчас они относятся к музею очень положительно. Уличное искусство – самое народное, потому что каждый, кто чувствует себя художником, может взять баллончик и создать картину. Но, чтобы в Петербурге это сделать легально, надо прийти к нам – у нас есть «Открытая стена», на которой мы предоставляем возможность рисовать картины.

– Можно сказать, что музей стрит-арта – это ваше хобби?

– Я не согласен, что искусство – это хобби. Это моя жизнь. Одним из мотивов создания музея послужило желание изменить пространство вокруг себя, сделать его красивее, лучше, комфортнее, из серых городских стен переместиться в музей.

– Ваш музей находится далеко от исторического центра. За несколько лет удалось преодолеть предубеждения о том, что на окраинах искусству не выжить?

– Такой музей, как наш, может располагаться только вдали от достопримечательностей. Мы обратились к городским властям с просьбой организовать бесплатную развозку от метро, но пока этот вопрос рассматривается. С местными жителями взаимодействие не налажено в том объеме, в котором мы бы хотели. Музей расположен в районе, где 350 тысяч жителей – это, по европейским меркам, целый город, и, безусловно, мы хотели оживить район и показать, что на окраине, на старом промышленном предприятии можно сделать музей. Статистика показывает, что шестьдесят процентов жителей таких районов как, например, Красногвардейский, только раз в две недели выбираются в центр города и явно не на выставки. Опросы показывают, что многие люди только в школьные годы были в Эрмитаже и Русском музее. Поэтому музей должен быть ближе, быть более открытым.

– Уличное искусство включает в себя отнюдь не только граффити, но различные жанры: это и музыка, и театр, и цирк, и танец...

– Уличное искусство – это то, что делается на улице для всех, кто на этой улице находится. По каким-то характеристикам невозможно отличить, допустим, уличную музыку от неуличной. Все определяет место. Сотрудники музея активно общаются с организаторами фестивалей и промоутерами: каждое лето мы делаем фестиваль аудиовизуального искусства. Кроме того, те фестивали, которые существуют в Петербурге много лет, интересуются нашей площадкой. В этом году здесь впервые показан спектакль в рамках фестиваля современного танца Open Look. Второй год у нас проходят театральные показы фестиваля «Точка доступа», только что прошел фестиваль Urban culture fest. А еще мы дадим площадку Инженерному театру АХЕ, чтобы они могли репетировать и показывать у нас свои спектакли.

– А что происходит в музее зимой?

– Работает постоянная экспозиция, куда мы водим экскурсии. В скором времени откроем зимнее помещение, чтобы зимой работать в регулярном режиме.

– Куда планируете двигаться дальше?

– Мы создаем креативное пространство, которое изменит облик района. Здесь будут находиться представители творческих индустрий; откроем несколько галерей и выставочный зал, мастерские для художников и архитекторов.

– Неужели на заводе столько пустующих цехов?

– Мы используем и действующие помещения. Основная задача – из завода сделать музей, из музея сделать завод.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?