И назвали завод музеем

Четыре года назад на пересечении Индустриального проспекта и шоссе Революции появился Музей стрит-арта (уличного искусства). Идея радикального изменения облика расположенного здесь завода принадлежит председателю совета директоров Дмитрию Зайцеву. В разгар летнего сезона в Музее уличного искусства события происходят едва ли не каждую неделю. Наш корреспондент встретилась с Дмитрием ЗАЙЦЕВЫМ, чтобы поговорить о том, как сделать из завода музей и перестать путать искусство с хулиганством.

И назвали завод музеем | Вместо серых стен — картины. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вместо серых стен — картины.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Какую цель вы перед собой поставили, создавая культурный объект на территории действующего завода?

– Я хотел сделать первый в Европе музей уличного искусства.

– Неужели в европейских странах нет ничего подобного?

– Музеев нет, но в Лондоне выделена отдельная территория для граффитистов, в Риме одно из предместий полностью расписано... Но это просто расписанные стены, не культурная институция. У нас же дом, где живет искусство.

– Чтобы институция называлась музеем, надо соответствовать ряду критериев: иметь коллекцию, библиотеку, заниматься изучением и продвижением выбранного направления...

– Совершенно верно. Мы собираем фонды и пропагандируем уличное искусство. У нас есть постоянная коллекция, которая находится на территории завода – художники оформили стены внутри и снаружи цехов, складские помещения. Туда можно попасть, только заказав экскурсию. И есть непосредственно летняя площадка, где проходят фестивали и разные события. Два пространства дополняют друг друга. В прошлом году мы открыли резиденцию – приглашаем художников, которые здесь живут и рисуют не только граффити, но и холсты. Таким образом мы собираем коллекцию. Будем делать выставки этих картин.

– Вы сами находите художников и следите за процессами, происходящими в стрит-арте?

– Как правило, мы нанимаем кураторов, которые формируют ту или иную выставку и экспозицию. Я лично этим не занимаюсь. В музее работает постоянный штат сотрудников. Временно привлекаем только кураторов. Например, выставку «Через границы/Сквозь ограничения», открывшуюся в мае, сделал английский антрополог и куратор Рафаэль Шактер.

– С чего началось ваше увлечение уличным искусством?

– У меня произошел резкий переход от классики к уличному искусству, минуя искусство современное, которое мне никогда не нравилось. На мой взгляд, в нем слишком много бизнеса. Часто художники раскручиваются с помощью бизнес-технологий. И много очень концептуальных вещей, которые сложно понять, – такое искусство оторвано от реальной жизни. Уличное – совсем другое дело. Оно живое, несет в себе энергию.

– Молодой человек придет к вам, и ему скажут: граффити – это искусство. Хотя это не всегда верно, часто росписи на стенах – хулиганство. Как разрешить это противоречие?

– То что нельзя остановить, нужно возглавить. Не надо запрещать, но разрешить в соответствии с определенными правилами – от этого выиграют и город и сами художники. И вместо серых стен мы будем видеть картины. Надо людям дать возможность проявить себя в творчестве.

– Что думают работники завода о проходящих здесь мероприятиях?

– Они в них участвуют. Сначала относились ко всему как к блажи руководства, этакой игре, развлечению. Но постепенно мнение изменилось, и сейчас они относятся к музею очень положительно. Уличное искусство – самое народное, потому что каждый, кто чувствует себя художником, может взять баллончик и создать картину. Но, чтобы в Петербурге это сделать легально, надо прийти к нам – у нас есть «Открытая стена», на которой мы предоставляем возможность рисовать картины.

– Можно сказать, что музей стрит-арта – это ваше хобби?

– Я не согласен, что искусство – это хобби. Это моя жизнь. Одним из мотивов создания музея послужило желание изменить пространство вокруг себя, сделать его красивее, лучше, комфортнее, из серых городских стен переместиться в музей.

– Ваш музей находится далеко от исторического центра. За несколько лет удалось преодолеть предубеждения о том, что на окраинах искусству не выжить?

– Такой музей, как наш, может располагаться только вдали от достопримечательностей. Мы обратились к городским властям с просьбой организовать бесплатную развозку от метро, но пока этот вопрос рассматривается. С местными жителями взаимодействие не налажено в том объеме, в котором мы бы хотели. Музей расположен в районе, где 350 тысяч жителей – это, по европейским меркам, целый город, и, безусловно, мы хотели оживить район и показать, что на окраине, на старом промышленном предприятии можно сделать музей. Статистика показывает, что шестьдесят процентов жителей таких районов как, например, Красногвардейский, только раз в две недели выбираются в центр города и явно не на выставки. Опросы показывают, что многие люди только в школьные годы были в Эрмитаже и Русском музее. Поэтому музей должен быть ближе, быть более открытым.

– Уличное искусство включает в себя отнюдь не только граффити, но различные жанры: это и музыка, и театр, и цирк, и танец...

– Уличное искусство – это то, что делается на улице для всех, кто на этой улице находится. По каким-то характеристикам невозможно отличить, допустим, уличную музыку от неуличной. Все определяет место. Сотрудники музея активно общаются с организаторами фестивалей и промоутерами: каждое лето мы делаем фестиваль аудиовизуального искусства. Кроме того, те фестивали, которые существуют в Петербурге много лет, интересуются нашей площадкой. В этом году здесь впервые показан спектакль в рамках фестиваля современного танца Open Look. Второй год у нас проходят театральные показы фестиваля «Точка доступа», только что прошел фестиваль Urban culture fest. А еще мы дадим площадку Инженерному театру АХЕ, чтобы они могли репетировать и показывать у нас свои спектакли.

– А что происходит в музее зимой?

– Работает постоянная экспозиция, куда мы водим экскурсии. В скором времени откроем зимнее помещение, чтобы зимой работать в регулярном режиме.

– Куда планируете двигаться дальше?

– Мы создаем креативное пространство, которое изменит облик района. Здесь будут находиться представители творческих индустрий; откроем несколько галерей и выставочный зал, мастерские для художников и архитекторов.

– Неужели на заводе столько пустующих цехов?

– Мы используем и действующие помещения. Основная задача – из завода сделать музей, из музея сделать завод.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.