В Шереметьевском дворце вернули моду народу

Полыхающий на фасаде Шереметевского дворца, филиала Театрального музея, лозунг «Мода - народу!» виден уже с набережной реки Фонтанки.

В Шереметьевском дворце вернули моду народу | Полосатую блузу от Надежды Ламановой называли «геометрической симфонией». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Полосатую блузу от Надежды Ламановой называли «геометрической симфонией». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Открывшаяся здесь выставка рассказывает о моде эпохи конструктивизма и о «великой советской мечте» - романтических попытках художников создать новый быт нового человека. Как мы знаем теперь, мечта так и осталась мечтою. Но энергия русского авангарда не выдохлась до сих пор.

В этом можно убедиться на выставке, глядя на модели одежды, придуманные Надеждой Ламановой и «амазонками авангарда» Варварой Степановой и Любовью Поповой для советской женщины. В глаза бросается обилие актуальной в этом сезоне полоски, которую любили дизайнеры 1920-х годов. Многие модели вообще выглядят так, будто только что сошли с подиума. Удобно, красиво, модно. Бери и носи.

Сразу предупреждаю: подлинников на этой выставке почти нет. В основе - реконструкции, выполненные современными дизайнерами по сохранившимся фотографиям, журналам (например, по знаменитому журналу «Ателье», вышедшему в 1923 году один-единственный раз, альбому «Искусство в быту»), эскизам, фотографиям и коллажам Александра Родченко.

Как рассказала куратор выставки Наталья Козлова, все началось с проекта «Гений в юбке», посвященного 155-летию со дня рождения Надежды Ламановой.

- Готовя два года назад эту выставку, я написала в Интернете обращение к дизайнерам, - рассказала Наталья Козлова. - И не ожидала такого отклика. Дизайнеры со всей страны с энтузиазмом приняли участие в реконструкции моделей Надежды Ламановой.

Некоторые из этих работ можно видеть и на этой выставке. Надежда Ламанова, бывшая до революции самым знаменитым модельером России, поставщиком императорского двора, после революции перековалась. Выполненные ею (в соавторстве с Верой Мухиной) в русском стиле платья, дополненные бусами из хлебного мякиша, получили в 1925 году «Гран-при» на Международной выставке в Париже.

Вещей от Ламановой сохранилось совсем немного. Лучшая коллекция - в Эрмитаже: 14 платьев, принадлежавших императрицам. От ее творчества революционного периода осталось и того меньше. Одно платье хранится в Музее Москвы. Когда-то оно принадлежало актрисе Алисе Коонен. Сшитое из алого шелкового шифона, декорированное вышивкой пайетками, оно очень хрупкое, на выставки его не дают. Мы видим сейчас в Шереметевском реконструкцию, выполненную весьма искусно. Так, вырез горловины, проймы, подол отделаны вручную.

Можно увидеть и модели в народном стиле, которые так восхитили когда-то парижан. Это предоставленные коллекционерами платья прямого покроя, отделанные фрагментами старинных вышитых полотенец, кружевной тесьмой.

Эффектная блуза в броскую полоску - пожалуй, одна из самых известных моделей Надежды Ламановой 1920-х годов. Она простая, при этом скроена очень искусно: полоска идет вдоль, поперек, по диагонали, создавая особый ритм. Реконструкторы назвали блузу «геометрической симфонией».

На фотографии эту вещь демонстрирует актриса немого кино Александра Хохлова. «Некрасивая красавица», очень высокая, худая, с копной рыжих волос, она была музой художников-конструктивистов. Рядом - ее фото в пальто, выполненном Ламановой в стиле коренных народов Севера, отделанном мехом песца и орнаментом. Хохлова позирует артистично, в движении, полном энергии, передавая суть нового стиля.

Сразу бросается в глаза так называемое платье-бутон от Веры Мухиной. Действительно, бутон-юбка напоминает лепестки тюльпана. Воссоздано платье по единственной картинке, опубликованной в единственном же номере журнала «Ателье». Сложность заключалась в том, что Мухина изобразила платье только со спины. Потому «лицо» пришлось воссоздавать интуитивно.

Есть на выставке и реконструкции моделей Любови Поповой и Варвары Степановой. Они еще в 1923 году откликнулись на просьбу 1-й Ситценабивной фабрики помочь в разработке новых орнаментов. Так появились ткани с принтами из серпов и молотов, тракторов, шестеренок, фрагментов гидроэлектростанций. «Побольше ситчика моим комсомолкам!» - призывал Маяковский. Ситчика вроде бы выпускалось много, но все равно не хватало, ткани были в дефиците. Платья и платки с пролетарскими рисунками могли позволить себе лишь избранные. Например, такие дамы, как Лиля Брик, муза Маяковского. Подобно Хохловой, она тоже была популярной в то время фотомоделью. Ее часто снимал Александр Родченко для журналов и рекламных плакатов. На одном из снимков она запечатлена рядом со своей сестрой Эльзой Триоле. Обе - в нарядах русского стиля от Ламановой. Рядом - реконструкция платья (того, что надето на Триоле).

Маяковский высмеивал «мещан» из новой партийной элиты, которые сделали из революционной символики моду. В своем стихотворении «О дряни» он пишет от лица некой мещанки Нади: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!».

Надо сказать, что эти рисунки не прижились. Вскоре женщины вернулись к старым добрым цветочкам. И вообще советская мода эпохи конструктивизма - с ее обращением к народному костюму, прозодеждой (производственной, или, проще говоря, рабочей одеждой), спортивными костюмами - блеснула ярко, но быстро сошла со сцены.

Советскому государству было не до моды. Однако ее энергия оказалась настолько сильной, что оказывает влияние на дизайн одежды и сегодня, 100 лет спустя. Собственно говоря, мы сегодня одеваемся во многом так, как предрекали в 1920-е годы амазонки авангарда и создательницы концепции «производственной моды». 

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «И мне с эмблемами платья!».

#мода #Шереметевский дворец #выставка

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.