И мгновение остановилось. В БДТ встретились Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина
Нынче принято бросаться словами налево и направо. Эпитеты выдаются легко, заурядное запросто называется великим и легендарным. И, столкнувшись с явлением действительно выдающимся, приходится заново нащупывать смысл слов. Такое явление случилось два дня назад в Петербурге под названием «Действующие лица: Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина». На сцену БДТ в проекте, представленном студией Context Pro при поддержке Фонда Дианы Вишневой, вышли две знаменитые балерины. Не для того чтобы танцевать, а для того чтобы разговаривать друг с другом и с залом. Автор проекта - хореограф Алексей Кононов.
ФОТО Марка ОЛИЧА предоставлено организаторами проекта
Вишнева и Лопаткина говорили обо всем: о детстве, учебе, счастливом поступлении в труппу мариинского балета в его счастливую пору, о конкурсах, работе с учителями, балетмейстерами и партнерами, гастролях, о рождении детей. О своем творческом поколении, которое сходит со сцены и пытается разобраться в себе. О поиске пути, разочарованиях и удачах. В их монологах и диалогах была удивительная, звенящая искренность и высокая простота.
В зале слышны были каждый звук, каждое слово, что огромная редкость в современном театре. У обеих балерин оказалась классическая правильная речь, прекрасная дикция, мягкий тембр и спокойная интонация, почти забытая в наше визгливое время.
Две женщины в черном - царственная осанка каждой известна городу и миру - в течение полутора часов не покидали сцену. Диана почти безостановочно ходила, Ульяна опускалась на стул, вспархивала с него и вновь присаживалась. Кто бы мог представить, что они окажутся блестящими актрисами разговорного жанра, эти женщины, каждый жест которых без всяких слов может выразить целую палитру чувств? И что вообще возможно вот так, на глазах у многих, пытаться понять, в чем же смысл жизни - ни больше ни меньше.
В полутьме сцены они словно соткались из театрального белого дыма и петербургского тумана. Это было действительно уникальное зрелище, потому что повторить такой вечер вряд ли когда-нибудь удастся. Балерины импровизировали: в проекте, по словам организаторов, не было драматургии, не было либретто, только план, только порядок поднимаемых тем, как существует в балете порядок движений.
Словесное «па-де-де» актрис завораживало: словно время текло - и вдруг остановилось. И на прекрасное мгновенье застыли два точеных силуэта в темном дымном пространстве - словно маленький шедевр петербургской графики.
Имя Ульяны Лопаткиной исчезло с афиш Мариинского театра два года назад, она ушла «по-английски», не прощаясь. Проект исправил эту несправедливость, восполнил недосказанность, ощущение которой не уходило из памяти тех, кого волнует состояние нашего балета. «Мы с тобой просто женщины», - сказала Ульяна Диане. «Просто» - это вряд ли.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6390) от 28.02.2019 под заголовком «И мгновение остановилось».
Комментарии