И крокодилы вернулись домой
Фарфоровый сервиз, некогда подаренный вдовствующей императрице Марии Федоровне ее братом – Фридрихом I, королем Вюртембергским, вернулся в Павловский дворец спустя 85 лет.

ФОТО АВТОРА
Он был продан на аукционах, которые проводило объединение «Антиквариат» в конце 20-х – начале 30-х годов минувшего века, как и тысячи других произведений искусства из бывших императорских дворцов – советских музеев.
«Возвращение проданных на аукционах вещей зачастую сложнее, чем возвращение похищенного фашистами в войну, – сказала директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. – Большую часть проданных с аукционов вещей приходится выкупать». Выкуплен был и сервиз дежене (для завтрака), изготовленный в 1813 году на Людвигсбургской фарфоровой мануфактуре и подаренный императрице королем год спустя. Вера Дементьева не скрывает имя дарителя – Андрей Костин, но просит ни коем в случае не считать, что это дар банка, который Костин возглавляет. В данном случае это полностью частное пожертвование человека, а не яркий жест крупной структуры.
Возвращенный сервиз из девяти предметов показали журналистам. И сейчас снова спрятали. Ведь памятному сервизу предстоит занять свое историческое место – в Почивальне Марии Федоровны на первом этаже дворца. А там сейчас идет реставрация.
Создан позолоченный сервиз был в стиле ампир, с очень модными тогда египетскими мотивами – с крокодилами, сфинксом. Ведь после наполеоновских походов всю Европу охватила настоящая египтомания. Немудрено – с наполеоновскими войсками в обозе ехали исследователи – ботаники, зоологи, художники, которые зарисовывали флору и фауну, непривычную для европейцев. Но, как это часто бывает, модное увлечение приводит к курьезам. И в этом сервизе кофейник и молочник оказались выполнены в виде каноп – сосудов, в которых в Древнем Египте хранили внутренности забальзамированных покойников. Также на кофейнике, молочнике и чашках изображены сам король Вюртембергский Фридрих I, его вторая супруга Шарлотта, его сыновья от первого брака – наследный принц, его младший брат и их жены. Не хватает в комплекте сервиза только подноса – он был продан владельцами и оказался очень далеко – в Австралии, но сейчас ведутся переговоры о его приобретении. Владельцы сервиза обращались с ним очень бережно, сохранив даже бумажную наклейку «Павловскiй Дворец # 1009».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (5530) от 26.08.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии