Главная городская газета

И конь пришел в школу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Зимний без мифов

25 октября в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца развернется выставка «Зимний дворец и Эрмитаж.1917. Читать полностью

Осенняя премьера спектакля «Милый друг»

17 октября в театре «Балтийский дом» состоялась осенняя премьера спектакля «Милый друг». Читать полностью

Космос - это по-нашему

Новый отечественный фильм «Салют-7» рассказывает об одном из драматичных эпизодов в истории освоения космического пространства. Читать полностью

Йога с Персевалем

На мастер-классе именитого европейского режиссера Люка Персеваля ученики находились преимущественно в позе лотоса. Читать полностью

Пришло время каяться

Директор Русского музея заверил, что икона «Ангел златые власы», вокруг которой разгорелся скандал, никуда перемещаться не будет. Читать полностью

Возрождается традиция площадных цирковых выступлений

В минувшие выходные на Удельном рынке состоялся Фестиваль уличных артистов и циркачей. Представление в духе традиционных площадных забав развернулись на «Площади Шарманщика». Читать полностью
Реклама
Реклама
И конь пришел в школу | ФОТО Анны УШАКОВОЙ<br>С помощью Лермонтова молодые артисты БДТ убедили ребят,<br>что театр начинается с раздевалки.

ФОТО Анны УШАКОВОЙ
С помощью Лермонтова молодые артисты БДТ убедили ребят,
что театр начинается с раздевалки.

Осенняя сессия фестиваля «Театральное пространство Андрея Могучего» состоялась в четырех школах Невского района. Молодые режиссеры поставили там четыре части романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Идея вовлечь подростков в театральное пространство появилась в прошлом году, когда Андрей Могучий создал при БДТ им. Г. А. Товстоногова «Педагогическую лабораторию». Ее куратор Борис Павлович объявил, что «БДТ идет в школы», и действительно сам приходил в петербургские учебные заведения, разговаривал с учителями. Теперь для всех желающих учителей в театре проводятся семинары — следующий назначен на конец ноября.

Этой осенью Андрей Могучий и Борис Павлович осуществили свой замысел и на один день превратили школу в театр, школьников — в соучастников им пока не очень понятной, но увлекательной игры.

Репетиции продолжались в течение школьных каникул. Первый учебный день был посвящен творчеству Лермонтова. Путешествие десятиклассников из одной школы в другую продолжалось с трех часов дня до позднего вечера. Театральные квесты — одна из распространенных сегодня форм взаимодействия со зрителем. Чаще всего зритель попадает в непривычную для него среду, но бывает наоборот — искусство преображает самую что ни на есть привычную обстановку. По такому принципу действовали участники режиссерской лаборатории. Дети знают в родной школе каждый уголок, проводят здесь каждый будний день, но впервые увидели школьные интерьеры как часть художественной акции.

Десятиклассников и учителей из разных школ разделили на три группы. Они смотрели спектакли в разном порядке, но в финале все встретились в столовой одной из школ.

Прежде чем еще раз на страницах газеты пройти с ребятами этот путь, полный творческих неожиданностей, хочется отметить отвагу учителей. Они согласились на эту авантюру, не зная, что покажут молодые режиссеры, пощадят ли они текст Лермонтова, поспособствуют ли желанию перечитать роман из школьной программы девятого класса, заставят ли задуматься о ценности жизни и смысле искусства. Они понимали, что их ученики увидят разные виды современного театра, с которым надо держать ухо востро.

«Бэлу» разыграли в спортивном зале. Режиссер Александр Созонов — выпускник мастерской Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ — какие-то соображения по поводу романа позаимствовал у своего учителя. Кирилл Серебренников как-то назвал себя «лермонтофилом», ставил на «Винзаводе» со своими студентами «Героя нашего времени» и, по его словам, пытался создать «коллективный портрет времени и эпохи». Он доверил роль Печорина разным актерам, потому что — цитата — «Печорин всякий, потому что он живет внутри каждого из нас».

Понятно, что Александр Созонов не мог позволить себе такую радикальную трактовку. Пожалуй, он единственный из всех пошел навстречу подросткам и показал им спектакль, где «все по правилам»: артисты разыгрывают роли, зрители следят за сюжетом, и смотрится все на одном дыхании — как голливудский блокбастер.

Режиссер рассказал историю о любви и смерти языком массовой культуры: вместо коня — новенький мопед, герои одеты в военную форму, Печорин щеголял в модных кроссовках, «мстители» в балаклавах, чеченский абрек Казбич лихо бил в боксерскую грушу, Азамат забирался на шведскую стенку, финальная сцена — баскетбольный поединок, где заброшенный в кольцо мяч символизировал роковой выстрел... Любительницам красивых мелодрам понравились эффектные образы: Бэла в белоснежном платье с черными как смоль волосами танцевала под восточные мотивы, искренне страдала, угощала зрителей восточными сладостями, а когда отмучилась — каждый бросил ей в ноги две красные гвоздики. Все это показалось юным жителям «спального» района очень необычным. Фоном звучали рок-баллада «Демон» группы «Курск» и авангардное произведение «Горные вершины» Александра Маноцкова из альбома «Лермонтов. 200 по встречной» — попытка известных рок-музыкантов и композиторов приблизить своих поклонников к творчеству Лермонтова.

Спектакль получился достаточно радикальным, чтобы привлечь молодежь, но в то же время вполне соответствовал учительским ожиданиям — текст Лермонтова от режиссерских вольностей не пострадал: режиссер в соавторстве с театроведом Александрой Дунаевой сделали очень хорошую инсценировку. В общем, в спортивном зале 23-й школы попытка «осовременить» классику удалась. Потом многие признались, что из всего увиденного самое сильное впечатление произвела «Бэла».

А вот «Тамань», показанная в актовом зале школы # 14, оставила школьников в недоумении. Режиссер Антон Маликов, видимо, решил, что шестнадцать лет — самое время ознакомиться со всеми особенностями современного театра. «Тамань» состояла из приемов, которыми пользуются лидеры нового поколения режиссеров, чтобы, как они считают, избавить «театр от штампов». Текст повести проецировался на экран, из динамиков раздавался завораживающий голос Николая Мартона (если не ошибаюсь), в зале одна за другой появлялись женщины: первая — в парандже, вторая — в шляпе, короткой юбке и на каблуках, третья — в мужском костюме, с растрепанной прической. Актрисы совершали как бы многозначительные действия. Никакой «читки по ролям», разумеется, не было — это же актуальный театр. На вопрос: «Ну и как вам такая «Тамань»?» — юные зрители отвечали, что ничего не поняли. Наверное, рано им еще разгадывать такого рода художественные концепции. Об этом сказала и руководитель отдела дополнительного образования 14-й школы Ольга Бойкова. Этой осенью она сводила десятый класс в Главный штаб на биеннале современного искусства «Манифеста». «Многое дети не приняли, пока еще не готовы принять, — призналась Ольга Александровна. — Но все равно им надо объяснять, что искусство — не обязательно что-то прекрасное, оно бывает отталкивающим и странным». Спектакль «Тамань» тому наглядный пример.

Сейчас много говорят о том, что процесс познания искусства должен быть интерактивным, но, как правило, забывают поинтересоваться у самих детей, хотят ли они присоединиться к действию. Режиссер Александр Хухлин, поставивший «Княжну Мери» в гардеробе, сразу же предупредил: кто не хочет участвовать в спектакле, может покинуть помещение. Все остались, не желая прослыть трусами. Счастливчикам достались номерные карты и конверты с текстом. Задание вроде бы несложное — прочитать реплики Печорина. Ребята выходили и старательно читали текст на пару с артистами. Знаменитая сцена дуэли досталась классной руководительнице, которая старалась так же, как ее юные ученики. Снова вспомнились те самые слова Кирилла Серебренникова: «Печорин всякий, потому что он живет внутри каждого из нас». Однако в данном случае главный герой не Печорин, но мальчики и девочки, которые с выражением читали лермонтовские фразы с листа. Совместными силами прошли всю повесть. А в завершение в школьную раздевалку завели живого коня. Пахло сеном, конь тряс головой, актеры декламировали финал лермонтовского произведения, зрители аплодировали.

2Ikon5.jpgВ приподнятом настроении (подумать только — в нашей школе конь! какой красивый!) все-все-все прибыли в столовую школы # 26. Здесь их ждала маленькая радость — блины и морс (в шестнадцать лет постоянное чувство голода мешает культурным потрясениям). Известный эстонский режиссер Тийт Ойясоо (создатель и художественный руководитель эстонского Театра # 99) разрешил есть и пить во время представления. Впрочем, «Фаталист» в его трактовке на спектакль никак не походил. Скорее, это было реалити-шоу, в котором молодые люди испытывают судьбу. Артисты рассказывали друг другу жутковатые случаи якобы из своей жизни, спорили, есть судьба или нет, и что такое мистические совпадения — случай или злой рок. Зрители кушали и посмеивались, иногда недоумевали или хмурились (многовато шуток со смертью), перешептывались: «А где же Лермонтов?». У Михаила Юрьевича режиссер позаимствовал только трюк с револьвером, называемый «гусарская рулетка» — азартная игра с летальным исходом. Героем своего времени становится тот, кто не боится бросить вызов.

Акция БДТ тоже стала своего рода вызовом рутине с непредсказуемым исходом. «Вы делаете очень важное дело. После таких сильных впечатлений ребята точно не забудут Лермонтова», — сказала районный методист по русскому языку и литературе Надежда Васильевна Любавская. Землячка Лермонтова, она родилась недалеко от Тархан, большой знаток творчества писателя.

Мнение такого зрителя дорогого стоит..

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook