И кирпичи, и оптика. Необычный взгляд на Императорский фарфоровый завод
В городском архивном комитете (Таврическая ул., 39) открылась выставка, посвященная предстоящему 275-летию Императорского фарфорового завода. Впервые о его прошлом рассказывают не только созданные на предприятии изделия, но и исторические документы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Действительно, мы зачастую представляем себе только художественную сторону истории этого предприятия, - говорит куратор выставки Ирина Кузина. - Архивные материалы, многие из которых представлены впервые, дают гораздо более широкое представление о том, чем занимался завод в разные эпохи своего существования.
Мало кому известно, что кроме фарфора в XIX веке там производили огнеупорные кирпичи, которые считались лучше английских. Архивный документ, датированный июнем 1916 года, сообщает: на императорские фарфоровый и стеклянный заводы направлен ратник 680-й пешей дружины Андрей Куприянов, «заявивший, что он умеет шлифовать искусственные глаза». Другой документ, за декабрь того же года, свидетельствует: завод является единственным в России, вырабатывающим оптическое стекло и поставляющим его для нужд действующей армии.
Про агитфарфор послереволюционных лет известно достаточно хорошо, это тема пользуется ныне большой популярностью. Очень уж яркие, запоминающиеся образы получались в то время... В 1930-х годах завод кроме всего прочего выпускал фарфоровые статуэтки колхозников и рабочих, «челюскинцев», физкультурников, пионеров из «Артека»... В 1936 - 1937 годах изготовил барельефы для станций строившегося московского метро.
Когда началась Великая Отечественная война, часть завода была эвакуирована на Урал, где уже к концу 1941 года был налажен выпуск автосвечных изоляторов для двигателей танков. Несколько цехов завода работали в блокадном Ленинграде. Газовые установки, предназначенные для обжига фарфора, приспособили для выпуска водорода, необходимого заградительным аэростатам. В одном из цехов выпускали посуду для госпиталей...
Шла война, а художники завода создавали художественные произведения. В 1943 - 1944 годах они запечатлели моменты жизни блокадного Ленинграда. Именно в это время художница Анна Яцкевич придумала «кобальтовую сетку», которая так полюбилась ленинградцам. Этим характерным узором она расписала сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.
Вообще в фарфоре отражена вся история страны. Огромная, в человеческий рост, ваза «Победа» стала подарком от коллектива завода Сталину к первой годовщине победы в Великой Отечественной войне. Снимок из ЦГАКФФД, сделанный в мае 1946 года, запечатлел ее в одном из залов Третьяковской галереи.
- За прошедшие века ни одна технология фарфорового производства не была утрачена. Благодаря этому современные мастера умеют создавать аутентичные изделия, в точности воспроизводя фарфор XVIII и XIX веков, - отмечает Ирина Кузина.
Любопытная деталь: на выставке можно увидеть письмо ленинградца Жохова, адресованное директору тогдашнего Государственного фарфорового завода. «Пишет вам простой советский человек...». Датировано оно ноябрем 1956 года. Автор напоминал, что продукцию завода можно встретить практически в каждой квартире - «статуэтки, скульптурные группы, разные зверюшки», и задавал вопрос: а почему нет в продаже миниатюрных копий памятников нашего города? Петра на Гром-камне, Ленина на броневике, петергофского Самсона, Крылова в Летнем саду... «Уверен, что это будет самый дефицитный товар в нашей торговле», - отмечал неравнодушный горожанин.
Его письмо не осталось без ответа. Директор завода сообщал, что выпуск сувениров с ленинградской тематикой (пепельниц, карандашниц, кружек) налажен, а вот попытки выпускать уменьшенные копии архитектурных памятников «пока оказались неудачными», поскольку «фарфор, как материал, не в состоянии передать их без сильного искажения».
Материал был опубликован в Афише недели под № 1 от 09.01.2018 под заголовком «И кирпичи, и оптика».
Комментарии