И кирпичи, и оптика. Необычный взгляд на Императорский фарфоровый завод

В городском архивном комитете (Таврическая ул., 39) открылась выставка, посвященная предстоящему 275-летию Императорского фарфорового завода. Впервые о его прошлом рассказывают не только созданные на предприятии изделия, но и исторические документы.

И кирпичи, и оптика. Необычный взгляд на Императорский фарфоровый завод | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Действительно, мы зачастую представляем себе только художественную сторону истории этого предприятия, - говорит куратор выставки Ирина Кузина. - Архивные материалы, многие из которых представлены впервые, дают гораздо более широкое представление о том, чем занимался завод в разные эпохи своего существования.

Мало кому известно, что кроме фарфора в XIX веке там производили огнеупорные кирпичи, которые считались лучше английских. Архивный документ, датированный июнем 1916 года, сообщает: на императорские фарфоровый и стеклянный заводы направлен ратник 680-й пешей дружины Андрей Куприянов, «заявивший, что он умеет шлифовать искусственные глаза». Другой документ, за декабрь того же года, свидетельствует: завод является единственным в России, вырабатывающим оптическое стекло и поставляющим его для нужд действующей армии.

Про агитфарфор послереволюционных лет известно достаточно хорошо, это тема пользуется ныне большой популярностью. Очень уж яркие, запоминающиеся образы получались в то время... В 1930-х годах завод кроме всего прочего выпускал фарфоровые статуэтки колхозников и рабочих, «челюскинцев», физкультурников, пионеров из «Артека»... В 1936 - 1937 годах изготовил барельефы для станций строившегося московского метро.

Когда началась Великая Отечественная война, часть завода была эвакуирована на Урал, где уже к концу 1941 года был налажен выпуск автосвечных изоляторов для двигателей танков. Несколько цехов завода работали в блокадном Ленинграде. Газовые установки, предназначенные для обжига фарфора, приспособили для выпуска водорода, необходимого заградительным аэростатам. В одном из цехов выпускали посуду для госпиталей...

Шла война, а художники завода создавали художественные произведения. В 1943 - 1944 годах они запечатлели моменты жизни блокадного Ленинграда. Именно в это время художница Анна Яцкевич придумала «кобальтовую сетку», которая так полюбилась ленинградцам. Этим характерным узором она расписала сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.

Вообще в фарфоре отражена вся история страны. Огромная, в человеческий рост, ваза «Победа» стала подарком от коллектива завода Сталину к первой годовщине победы в Великой Отечественной войне. Снимок из ЦГАКФФД, сделанный в мае 1946 года, запечатлел ее в одном из залов Третьяковской галереи.

- За прошедшие века ни одна технология фарфорового производства не была утрачена. Благодаря этому современные мастера умеют создавать аутентичные изделия, в точности воспроизводя фарфор XVIII и XIX веков, - отмечает Ирина Кузина.

Любопытная деталь: на выставке можно увидеть письмо ленинградца Жохова, адресованное директору тогдашнего Государственного фарфорового завода. «Пишет вам простой советский человек...». Датировано оно ноябрем 1956 года. Автор напоминал, что продукцию завода можно встретить практически в каждой квартире - «статуэтки, скульптурные группы, разные зверюшки», и задавал вопрос: а почему нет в продаже миниатюрных копий памятников нашего города? Петра на Гром-камне, Ленина на броневике, петергофского Самсона, Крылова в Летнем саду... «Уверен, что это будет самый дефицитный товар в нашей торговле», - отмечал неравнодушный горожанин.

Его письмо не осталось без ответа. Директор завода сообщал, что выпуск сувениров с ленинградской тематикой (пепельниц, карандашниц, кружек) налажен, а вот попытки выпускать уменьшенные копии архитектурных памятников «пока оказались неудачными», поскольку «фарфор, как материал, не в состоянии передать их без сильного искажения».

Материал был опубликован в Афише недели под № 1 от 09.01.2018 под заголовком «И кирпичи, и оптика».

#фарфор #завод #выставка #история

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?