И еще раз о любви

В Молодежном театре на Фонтанке опять говорят о любви: здесь на Малой сцене ожила подзабытая пьеса Виктора Розова «В день свадьбы».

И еще раз о любви | ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ/предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ/предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

В 1964 году пьесу Розова почти одновременно поставили Анатолий Эфрос в столичном Ленкоме и Олег Ефремов в содружестве с Галиной Волчек – в театре «Современник». В 1968 году появился и одноименный фильм, который до сих пор нет-нет да и покажет какой-нибудь телеканал. Присматривался тогда же к пьесе и Георгий Товстоногов.

Даже сегодня в Петербурге постановка Молодежного театра оказалась не первой: в конце прошлого сезона спектакль Захара Черезова по пьесе Розова вошел в репертуар театра «Комедианты». Почему эта советская пьеса опять интересует режиссеров? Потому что говорит о неизбежном во все времена нравственном выборе.

В названии «В день свадьбы» – львиная доля сюжета. Михаил и Нюра должны пожениться, но накануне регистрации появляется Клава, одноклассница невесты, которую с Михаилом связывает давняя любовь. Михаил, мучимый сомнениями, не хочет отменять торжества, однако тайком встречается с Клавой. Тогда в день свадьбы на разрыв решается сама Нюра, уже ставшая женой Михаила...

Герои спектакля в постановке Семена Спивака и молодого режиссера Антона Гриценко, на которого явно оказал влияние упомянутый выше фильм Вадима Михайлова (в постановке есть даже музыкальная цитата из киноленты), как и в пьесе Розова, живут в поселке «на том берегу Волги». Работают на заводе, дающем работу людям на обоих берегах. Это «рабочее обстоятельство» упрощает задачу молодым актерам и режиссеру: перед нами жители и не деревенские, и не городские, вроде бы и продвинутые, но живущие по старым законам. Оттого и художник Александр Храмцов, опирающийся на принципы соцреализма, получает свободу в выборе визуальных признаков времени и места действия. Отголосок моды конца 1950-х – платье «колоколом» тут совмещено с признаками 1960-х – крупными женскими украшениями и прической «Бабетта». И пусть в 1960-е в городе уже не носят белые носочки с туфельками на каблучках, но на селе-то все может быть...

Быт детально подробен. Одна из героинь, поплевывая в восковую тушь, красит ресницы знакомой щеточкой. Пиво «под воблу» открывают знаковым ударом о край верстака. На заборе проветриваются «бабушкины» половики, а на стене красуется переходящий красный вымпел. Во дворе дома отца Нюры все сделано хозяйской рукой из стоящих в углу двора обрезных досок – столы, скамьи, табуреты. Еще есть радиоприемники и телевизор старого образца, стиральная доска, жестяные кружки, чугунная сковорода... Но куда важнее материальных деталей отношение режиссера к героям Розова как к живым, чувствующим людям, в поступках которых можно увидеть совсем не то, что предполагал в них автор пьесы, что видели наши папы и мамы, бабушки и дедушки.

Так, Вася, друг и детдомовский «брат» Михаила в исполнении Сергея Яценюка, сохраняет образ изрядного ловеласа (да что уж там – бабника!), но обретает вполне современную способность, уходя в глухую защиту, ерничать, цинично насмехаться над своим обидчиком. Прямота и чувствительность розовского мальчика проявляются только в разговорах с дорогими ему людьми, к которым он причисляет как Михаила, так и Нюру. А вот укоры домогающейся его Мухиной (образ дурной донельзя сельской красотки создан Ксенией Ирихиной) словно надевают на него маску «коверного», работающего на публику.

Нюра, которую играет Алиса Варова, – «серая мышь», «одна из многих», но в ней скрыто мощное женское природное начало. Это начало сперва поднимает со дна ее души инстинкт собственницы, готовой сражаться за «свое» любыми методами. Но собственничество, преобразованное сном-мечтой о семье, в которой счастье происходит от понимания, согласия и мира, оборачивается природной женской мудростью – отпусти, и он обязательно к тебе вернется. И это ее личная победа над собой.

Спектакль полон яркими образами. Отметить надо и работу художника по свету: признательность Денису Дьяченко хочется высказать за одну только мизансцену «Отпускаю, Миша...». Решающие слова победительница Нюра произносит, стоя на крыльце, в ярко освещенном дверном проеме. Когда слова затихают, девушка уходит в дом, свет меркнет и дверь словно обугливается, отрезая путь надежде на желанное, но сомнительное счастье.

Сегодня много толкуют о требованиях времени к театру и форме его существования. Но большинство обычных зрителей по-прежнему ходят в театр за тем, чтобы в картине чужой жизни увидеть то, что они смогут сравнить с собственной, в которой все меньше места остается для высоких чувств, завышенных требований и гуманистических начал. И в том, что Молодежный театр, ведомый Семеном Спиваком, продолжает поощрять обращение молодых к драматургии, которая говорит со зрителем понятным человеческим языком, есть даже некоторый героизм. Остаться приверженцем устоев порой куда сложнее, чем быть реформатором.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5658) от 11.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.