И больше никогда. О наследии Андрея Битова

Ушел из жизни русский писатель Андрей Битов. Он родился в Ленинграде, вырос на Петроградской стороне и был ребенком, когда началась война. Мать вывезла их с братом из блокадного Ленинграда весной 1942 года - по льду Ладожского озера. Несколько грузовиков в колонне провалились под лед, а их машина уцелела. «Если вспомнить все те моменты, когда тебя могло не стать, получается, что каждый раз тебя спасало чудо», - сказал однажды писатель.

И больше никогда. О наследии Андрея Битова | Андрей Битов на открытии памятника Мандельштаму в Москве. 2008 г. ФОТО Григория СЫСОЕВА/ТАСС

Андрей Битов на открытии памятника Мандельштаму в Москве. 2008 г. ФОТО Григория СЫСОЕВА/ТАСС

- Мало кто может внятно разъяснить, что же такое постмодернизм, тем более русский литературный постмодернизм, но все сходятся в том, что Андрей Георгиевич Битов - один из его колоритнейших представителей, - рассказал «СПб ведомостям» литературный критик Сергей Князев. - Постмодернизм (как бы ни определять его), как известно, предполагает цитатность, интертекстуальность, игровое начало. Все это прозе Битова свойственно: достаточно вспомнить, пожалуй, самое известное его произведение - роман «Пушкинский дом», главный герой которого Лев Одоевцев - филолог, служащий в Институте русской литературы, а сам текст - по сути монтаж цитат на всех уровнях.

После участия в неподцензурном альманахе «Метрополь» и публикации «Пушкинского дома» в 1978 году (об издании романа на родине автора в семидесятые нечего было и думать) Андрея Битова ожидали большие неприятности и годы отсутствия в официальной литературе. Но автор шел на это сознательно и ни разу, насколько известно, о случившемся не пожалел. «Для звуков жизни не щадить», как писал любимый автор Битова. Сейчас такое литературное поведение кажется чудачеством и экзотикой, а тогда для многих было нормой и чуть ли не единственно возможным способом жить.

В конце ХХ - начале XXI века Андрей Битов получил - словно в виде компенсации - огромное количество разнообразных литературных премий.

По киносценарию Андрея Битова в 1977 году Анатолий Эфрос снял фильм «В четверг и больше никогда» с Олегом Далем в главной роли. Александр Ласкин, писатель, доктор культурологии, вспомнил, как в начале восьмидесятых в Молодежном театре решили поставить спектакль по этому киносценарию.

- Когда я познакомился с Андреем Георгиевичем Битовым, меня прежде всего поразило удивительное совпадение человека и автора. Битов говорил, как писал. Казалось, можно перевести его монологи на бумагу, и это будет еще одна его повесть... Это было начало восьмидесятых, я работал завлитом Молодежного театра, и нам пришло в голову перенести на сцену его киносценарий «Заповедник». После фильма Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» это была большая смелость - впрочем, нас поддержал автор, и работа началась. Почему спектакль не состоялся - это уже другая история, к Битову отношения не имеющая.

Первую встречу нам с режиссером Владимиром Малыщицким он назначил в своем «Москвиче» на Университетской набережной. Он привез на экзамен свою дочку Аню, поступавшую в Университет, и ждал, когда она выйдет. Второй раз он уже встречался с труппой. Несколько часов он рассказывал о том, как «сделан» «Заповедник». Это было невероятно увлекательно, а для меня, уже что-то пописывающего, еще и поучительно - мы вдруг увидели все «пружинки» и «шестеренки», которыми движется его проза. Напоминало это сеанс магии - нас посвящали в тайны ремесла. Помнится, в этот день он пришел на спектакль. В фойе прогуливался еще один классик - Александр Володин. Битов сказал, что прочел его «книгу от первой и до последней строчки». Эти слова свидетельствовали не только об уважении к собрату по цеху. Они говорили и о том, чем определяется настоящая литература, которую создавали и Володин, и он сам. Коротко говоря, это такие тексты, в которых даже одну строчку нельзя пропустить.

Известный петербургский фотограф Валерий Плотников, который дружил с писателем и делал его портреты, сыграл в фильме «В четверг и больше никогда» роль фотографа. Он рассказал «СПб ведомостям»:

- Сколько мне было лет, когда я впервые открыл для себя прозу Андрея Битова? Лет 16 - 17. И я был в восторге. Это настоящая петербургская проза, не приемлю определение «ленинградский» ни в каком случае. Ощущалось, что написано на этих болотах, на этой Неве... Узнаваемые подъезды, дворы, ситуации - все связано с нашим городом. И даже когда Андрей перебрался в Москву, он остался жителем Невского проспекта и окрестных улиц. Это очень ценно, что он всегда помнил родную почву, свои корни и, по-моему, дорожил этим.

Мне посчастливилось познакомиться и подружиться с Андреем. И среди всех писателей, с которыми я общался - а это люди большой величины, - он был для меня, пожалуй, самым выдающимся. По чувству слова, по слогу, по весомости темы. Пересеклись мы с Андреем и в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» по его киносценарию «Заповедник». Фильм этот в свое время почти что положили на полку, по крайней мере хорошего проката он точно не имел, но сегодня пользуется успехом, его регулярно показывают по телевидению.

У меня есть несколько фотопортретов Битова, которые, я считаю, удались. Потому что он не просто смотрит в объектив, а переживает все то, что вкладывал в свои слова, в свои сочинения. Я фотографировал Андрея не по заказу, не для издательства, а по личному мотиву - понимая, что это исключительный писатель. Что мне хотелось передать? Мудрость Андрея. Он ведь был удивительно мудрым и глубоким человеком. И надмирным. Как и его литература.

#литература #потеря #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6336) от 05.12.2018 под заголовком «И больше никогда».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.