И Бах, и Гершвин

Легендарный немецкий бас Томас Квастхофф впервые выступил в Концертном зале Мариинского театра, но не с музыкой своих коронных Баха и Моцарта, а с песнями Гершвина, Эллингтона, Леннона и других джазово-блюзовых творцов ХХ века в сопровождении немецкого джазового трио.

И Бах, и Гершвин | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ

Томас Квастхофф - человек уникальный. Рожденный с патологией рук и ног, полученной в результате того, что мать принимала в период беременности широко разрекламированный тогда снотворный препарат «Талидомид» (жертвами которого в 1950 - 1960-е годы оказались тысячи), Томас превозмог себя, отказавшись оставаться в статусе «инвалида». Небеса щедро воздали ему за природную аномалию (семь пальцев на обеих руках, рост метр тридцать четыре), одарив голосом невероятной красоты, силы и элегантности. Первый год жизни, проведенный в гипсе для исправления формы ног, шесть лет в специальном интернате впоследствии были вознаграждены десятками записей на лучших лейблах, концертами в лучших концертных залах и громадной радостью и любовью истинных ценителей вокального искусства по всему миру.

Квастхоффу нет равных в стильности и глубине интерпретаций кантатно-ораториальной музыки Иоганна Себастьяна Баха, оперной и камерной музыки Моцарта и Гайдна. В его послужном списке - эталонные исполнения романтической Lied Шуберта, Шумана, Листа, Брамса, Малера. Но и музыка ХХ века, включая произведения Шостаковича и Пендерецкого, тоже находилась в сфере его исполнительских интересов.

Сегодня Томас Квастхофф - профессор в Высшей школе музыки Ханса Айслера в Берлине, где и преподает «немецкую песню» и кантатно-ораториальный жанр. Свидетели его мастер-классов рассказывают о его подчас кажущихся чрезмерными строгости и взыскательности. Не потому ли Валерий Гергиев приглашал его принять участие в жюри в номинации «Вокал» на конкурсе Чайковского в 2015 году?

В 2012 году Квастхофф объявил о завершении своей большой академической карьеры, в том числе оперной. Его интересы сейчас сфокусированы на творчестве джазовых композиторов, которое, впрочем, тоже уже стало классикой. Он записал уже три джазовых альбома.

58-летний певец был встречен публикой в Концертном зале Мариинского театра как долгожданный гость и проводили его после единственного биса - песни «Мы вернемся снова» - стоячей овацией. Его имя слишком хорошо известно меломанам, но судя по наплыву слушателей - и более широким слоям любителей. Свою роль в аншлаге сыграл, безусловно, еще и джаз, который в академическом зале воспринимается иначе, чем в клубе, ресторане или иной неформальной эстрадной площадке. Хотя, в особенности во время мажорных песен (а их было большинство) с их непременным свингованием, сидеть спокойно в академических креслах было сложно - тело требовало иной свободы. К тому же певец вел себя непринужденно, как и полагается на джазовых сейшенах: каждую песню предварял либо коротким биографическим сюжетом, либо анекдотом, сдобренным щепоткой специй. Фактически получился творческий вечер Томаса и Ко - чем не музыкальное интервью?

После инструментального вступления - пьесы «Утро» Эла Джерро и Дэвида Фостера - Томас начал с того, что «сейчас самое время устанавливать диалог с помощью музыки, когда вокруг ведутся дипломатические войны». Упомянул при этом американского президента, но тут же перевел внимание на «своих друзей» - пианиста Франка Шастенье, контрабасиста Дитера Ильга и перкуссиониста Вольфганга Хафнера. Этот диалог с залом Квастхофф мгновенно выстроил так, будто зал-тысячник собрался где-нибудь в его большом загородном доме. Продолжил он песней Кея Свифта «А не можем мы быть друзьями?». Подкупала чистота, теплота и четкая сфокусированность слова, его ясная огранка, стройность интонации, красота тембра.

Перед знаменитейшей Summertime из оперы «Порги и Бесс» Гершвина певец пошутил, что обычно это поют сопрано, но «я - не сопрано, не волнуйтесь, к тому же не могу петь сопрано, поэтому спою басом». Аранжирован этот мировой хит (как и все номера за исключением одной песни вечера) был Франком Шастенье, это было сделано богато тембрально, ритмически и интонационно. Квастхофф избирал нарочито басовые краски в этом и в самом деле хрестоматийно женском номере.

Предисловием баса к песне «В моем одиночестве» Дюка Эллингтона стал коротенький рассказ певца о его дружбе с альтистом Юрием Башметом. «Когда мы созваниваемся или встречаемся с Юрием и спрашиваем друг друга, как дела, я обычно говорю, что все о,кей. Когда же он начинает мне говорить о своих делах, то, как правило, все начинается с того, что все ужасно, все так трудно, словом, катастрофа». А посему эту поэтичнейшую вдохновенную тихую песню Томас посвятил русской душе. Посвящение песни «Колдовство» досталось всем прекрасным леди России, и не только.

Перед песней «Представь» Леннона - певец предложил публике представить, что наша планета когда-нибудь заживет в абсолютном мире. А потому так логично было закрепить это представление «Аллилуйей» Рэя Чарльза.

#Томас Квастхофф #концерт #интервью

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.