Гудзон на Неве

На петербургскую театральную афишу вернулось имя Александра ТОВСТОНОГОВА. Вернулось спустя 16 лет. В Академическом театре имени Комиссаржеаской Товстоногов поставил пьесу живущего в США польского драматурга Януша Гловацкого «Антигона в Нью-Йорке» — горькую историю о людях, выброшенных из жизни.

Гудзон на Неве |

— Напомните читателям, Александр Георгиевич, каким спектаклем закончился ваш «ленинградский» период?

— Это был спектакль «Эмигрант из Брисбена», который я ставил в Большом драматическом театре с Олегом Борисовым, Кириллом Лавровым, Ларисой Малеванной в 1978 году. После этого в Ленинграде бывал лишь на гастролях — привозил Тбилисский театр имени Грибоедова, Московский театр имени Станиславского.

— Последние годы вы по семейным обстоятельствам живете в Югославии. Работаете в каком-то определенном театре?

— Я сделал свой сознательный выбор: не хочу больше нести груза ответственности за какой бы то ни было театр. Работаю только по контрактам Ставлю только то, что хочу. И с кем хочу.

— После такой затянувшейся паузы хотелось вам работать в Петербурге?

— Конечно, хотелось. Я собирался поставить здесь «Приглашение на казнь» Набокова. Но как раз в эти сроки позвавший меня Театр имени Комиссаржевской наметил постановку неизвестной в России пьесы «Антигона в Нью-Йорке». Пьеса мне показалась интересной, и я начал репетировать.

— Чем привлекла вас эта пьеса?

— Тем огромным состраданием, которое испытывает автор к своим падшим героям. А это чувство меня заражает всерьез. И потом — в новейшей драматургии редко встретишь глубоко и серьезно прописанные роли. Я же как режиссер — за актерский театр.

— Ваши чувства после премьеры? Вы удовлетворены?

— Работой с актерами удовлетворен. Думаю, что процесс репетиций был взаимно интересен. Что касается готового спектакля, то тут чувство удовлетворения посещает меня редко.

— Скажите честно, Александр Георгиевич, как отразилось то, что вы сын великого Товстоногова, на вашей профессиональной судьбе? Ведь этот факт совсем не всегда помогал, как мне кажется, бывало и наоборот?

— Конечно, мне в моей профессиональной жизни очень помогло то, что я жил рядом с отцом. В совершенно особой атмосфере. Чему мог, научился. И человечески, и профессионально. Потом же, особенно в Москве, моя фамилия стала мне мешать. Те, кто хотел, но не мог одолеть отца, ополчились на меня.

— Вы давно не работали в России и вернулись в момент, когда наш театр переживает грустные времена. Как вы думаете: он выживет?

— Зрители не дадут театру умереть. Ведь это как любимую книгу из рук вырвать. Еще долго будет трудно. Произойдет неизбежно жестокий отсев. Многое изменится, появятся новые источники финансирования, но театр как форма русской духовности устоит, я в этом совершенно уверен.

— А югославский театр — вы привыкли к нему?

— Это совсем другой театр. Там надежда лишь на вдохновение, на взлет. Отношение к делу абсолютно стихийно. Поэтому для них важна только премьера, ее праздник, а не 10-й или 15-й спектакль, на который у нас начинают приглашать серьезных критиков.

— Что у вас впереди? Будете еще ставить здесь?

— Впереди детский мюзикл по «Пиноккио» в Македонии. Должен закончить спектакль в Московском центре Ермоловой. Веду переговоры с одним питерским театром.

— А как идея с «Приглашением на казнь»?

— Остается идеей. Пьесу — сделанную мною исключительно для себя режиссерскую версию романа — вожу за собой в чемодане.

— Если бы все зависело только от вас, хотели бы вы работать в Большом драматическом театре имени Товстоногова?

— Я не встаю под чужие знамена. Даже если они и не чужие, а просто не мои. Пусть будет крошечное дело, но мое. Неважно, где.

— И последний вопрос. Как вы думаете, зритель примет «Антигону»?

— Не знаю. Настроение у людей сейчас нерадостное. Пьеса глубоко печальна. Захотят ли еще и чужого горя? Но надо помнить: милосердие к падшим спасает нашу душу. Ведь так?

Беседу вела Т. ОТЮГОВА

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (769) от 18.05.1994 года.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.