Гудзон на Неве

На петербургскую театральную афишу вернулось имя Александра ТОВСТОНОГОВА. Вернулось спустя 16 лет. В Академическом театре имени Комиссаржеаской Товстоногов поставил пьесу живущего в США польского драматурга Януша Гловацкого «Антигона в Нью-Йорке» — горькую историю о людях, выброшенных из жизни.

Гудзон на Неве |

— Напомните читателям, Александр Георгиевич, каким спектаклем закончился ваш «ленинградский» период?

— Это был спектакль «Эмигрант из Брисбена», который я ставил в Большом драматическом театре с Олегом Борисовым, Кириллом Лавровым, Ларисой Малеванной в 1978 году. После этого в Ленинграде бывал лишь на гастролях — привозил Тбилисский театр имени Грибоедова, Московский театр имени Станиславского.

— Последние годы вы по семейным обстоятельствам живете в Югославии. Работаете в каком-то определенном театре?

— Я сделал свой сознательный выбор: не хочу больше нести груза ответственности за какой бы то ни было театр. Работаю только по контрактам Ставлю только то, что хочу. И с кем хочу.

— После такой затянувшейся паузы хотелось вам работать в Петербурге?

— Конечно, хотелось. Я собирался поставить здесь «Приглашение на казнь» Набокова. Но как раз в эти сроки позвавший меня Театр имени Комиссаржевской наметил постановку неизвестной в России пьесы «Антигона в Нью-Йорке». Пьеса мне показалась интересной, и я начал репетировать.

— Чем привлекла вас эта пьеса?

— Тем огромным состраданием, которое испытывает автор к своим падшим героям. А это чувство меня заражает всерьез. И потом — в новейшей драматургии редко встретишь глубоко и серьезно прописанные роли. Я же как режиссер — за актерский театр.

— Ваши чувства после премьеры? Вы удовлетворены?

— Работой с актерами удовлетворен. Думаю, что процесс репетиций был взаимно интересен. Что касается готового спектакля, то тут чувство удовлетворения посещает меня редко.

— Скажите честно, Александр Георгиевич, как отразилось то, что вы сын великого Товстоногова, на вашей профессиональной судьбе? Ведь этот факт совсем не всегда помогал, как мне кажется, бывало и наоборот?

— Конечно, мне в моей профессиональной жизни очень помогло то, что я жил рядом с отцом. В совершенно особой атмосфере. Чему мог, научился. И человечески, и профессионально. Потом же, особенно в Москве, моя фамилия стала мне мешать. Те, кто хотел, но не мог одолеть отца, ополчились на меня.

— Вы давно не работали в России и вернулись в момент, когда наш театр переживает грустные времена. Как вы думаете: он выживет?

— Зрители не дадут театру умереть. Ведь это как любимую книгу из рук вырвать. Еще долго будет трудно. Произойдет неизбежно жестокий отсев. Многое изменится, появятся новые источники финансирования, но театр как форма русской духовности устоит, я в этом совершенно уверен.

— А югославский театр — вы привыкли к нему?

— Это совсем другой театр. Там надежда лишь на вдохновение, на взлет. Отношение к делу абсолютно стихийно. Поэтому для них важна только премьера, ее праздник, а не 10-й или 15-й спектакль, на который у нас начинают приглашать серьезных критиков.

— Что у вас впереди? Будете еще ставить здесь?

— Впереди детский мюзикл по «Пиноккио» в Македонии. Должен закончить спектакль в Московском центре Ермоловой. Веду переговоры с одним питерским театром.

— А как идея с «Приглашением на казнь»?

— Остается идеей. Пьесу — сделанную мною исключительно для себя режиссерскую версию романа — вожу за собой в чемодане.

— Если бы все зависело только от вас, хотели бы вы работать в Большом драматическом театре имени Товстоногова?

— Я не встаю под чужие знамена. Даже если они и не чужие, а просто не мои. Пусть будет крошечное дело, но мое. Неважно, где.

— И последний вопрос. Как вы думаете, зритель примет «Антигону»?

— Не знаю. Настроение у людей сейчас нерадостное. Пьеса глубоко печальна. Захотят ли еще и чужого горя? Но надо помнить: милосердие к падшим спасает нашу душу. Ведь так?

Беседу вела Т. ОТЮГОВА

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (769) от 18.05.1994 года.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?