Грустная ирония. О спектакле Сергея Пускепалиса «Где зарыта собака» в Театре Комедии им. Н. Акимова
Постановка подарит хороший вечер, рассмешит, приятно удивит актерской игрой, разбередит душу и оставит в глубоких раздумьях.

Фото: Театр Комедии им. Акимова
В театральном мире иногда шутят, называя творческий тандем Алексея Слаповского и Сергея Пускепалиса «Чеховым и Станиславским» нашего времени. Первый из этого дуэта – писатель и драматург Алексей Слаповский – широкой публике мало известен. Хотя профессиональное сообщество его талант оценило давно, Слаповский – лауреат множества престижных литературных премий, среди которых «Букер» и «Большая книга». А еще он сценарист популярных в начале 2000-х сериалов «Участок», «Остановка по требованию» и соавтор фильма «Ирония судьбы. Продолжение».
Сергея Пускепалиса зрители знают и любят как талантливого и очень обаятельного киноактера. Сложно найти человека, который бы не улыбнулся, увидев на экране его Каленого – отставного полицейского из телесериала «А у нас во дворе...». За эту роль Сергей Пускепалис заслуженно получил «Золотого орла», и это далеко не единственная награда актера. В его «копилке» есть даже «Серебряный лев» Берлинского кинофестиваля – за лучшую мужскую роль в фильме «Как я провел этим летом».
Но, к сожалению, не всем нашим зрителям известно, что Сергей Пускепалис – хороший театральный режиссер, ученик Петра Наумовича Фоменко. Его спектакли идут на разных сценах страны. И многие поставлены именно по пьесам Алексея Слаповского. Вот и для дебюта на сцене петербургского Театра Комедии им. Н. Акимова он взял пьесу этого современного драматурга.
Забегая вперед, скажем: спектакль с интригующим названием «Где зарыта собака» на этот самый вопрос и не ответит. Зато подарит хороший вечер, рассмешит, приятно удивит актерской игрой, разбередит душу и оставит после себя в глубоких раздумьях. Нет, не в тяжелых – Сергей Пускепалис и актеры театра создали веселый и легкий спектакль. Хотя и о сложном.

Фото: Театр Комедии им. Акимова
В привокзальный медпункт некого российского городка приходит странный человек в старомодных очках и таком же старомодном пальто. С собой он приводит бездомную собаку. У нее, по мнению незнакомца, очень грустные глаза. Поэтому он просит врача (заметим – «человеческого» врача, не ветеринара) животное осмотреть: измерить пульс, давление... Реакцию доктора предугадать не сложно. Знакомство героев спектакля начинается со скандала, а продолжается откровенным разговором о жизни и о себе.
Врача с редким именем Липа (то есть Олимпиада) играет прекрасная Елена Руфанова. Зрителей и своего необычного гостя она встретит в вязанных носочках и теплом пуховом платке. Одежда героини вполне соответствует интерьеру типичного провинциального медпункта – стол, два стула и грязный кафель на стенах. Но вскоре публику ждет метаморфоза – Липа превратится в красивую и интересную женщину. Ее гость так и останется чудаком в нелепом берете, но эти изменения героини – конечно, ради него. Виктор (его играет Дмитрий Лебедев) – преподаватель античной литературы, москвич, приехавший в их город в командировку.

Фото: Театр Комедии им. Акимова
Еще до знакомства главных героев со сцены прозвучит песня в исполнении Виктора. Странная и грустная песня о мире, который уже не делится на отважных мужчин и нежных женщин, где люди так редко видят и слышат друг друга по-настоящему. Создатели спектакля, конечно, выросли на чудесной «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. Здесь главные герои тоже будут петь, выяснять отношения, бесцеремонно лезть друг другу в душу, чтобы в итоге друг другу понравиться.
К ним тоже будут приходить гости. Например, возлюбленный Липы – полицейский Сергей (актер Анатолий Хропов). Он ворвется в медпункт и одним выражением своего лица вызовет ужас у бедного профессора... Скоро станет понятно, что эта сцена – лишь воображение напуганного Виктора. К сожалению, именно таким он представляет себе обычного российского полицейского. Липа тут же начнет его переубеждать – и вот перед зрителем уже галантный и очень забавный служитель правопорядка, словно из старой-доброй французской кинокомедии.
Все происходящее далее – тоже лишь фантазия главных героев. На сцене появится жена Виктора – Нина Григорьевна (Елена Мелешкова). И это будет настоящий актерский фейерверк: острохарактерная актриса предстанет перед публикой то в образе жуткой стервы, то нелепого «синего чулка», то женщины-вамп. Зрители будут смеяться. И нет, они не запутаются в сюжете. Ведь перед самым началом спектакля режиссер им объяснит, что настоящий театр – не на сцене. Он в головах людей. Это Театр Воображения.

Фото: Театр Комедии им. Акимова
В воображении мы все так красивы, умны и смелы. Мы можем без страха изменить свою жизнь. Да и сама жизнь, и люди рядом с нами кажутся лучше и интереснее. Мало кто решается остановиться в бесконечной суете, посмотреть на свою жизнь реально и попытаться понять, туда ли он идет. А вот главные герои спектакля, несмотря на калейдоскоп комических ситуаций, смогут увидеть себя со стороны и внимательно рассмотреть своего нового знакомого.
Каждая такая встреча – это испытание, экзамен. А, может быть, это возможность изменить течение жизни? Именно в этом Виктор пытается убедить врача.
Собаки, кстати, никакой и не было! Она существовала лишь в фантазии героев. Так и сама история – то ли быль, то ли небыль, то ли комедия, то ли драма. Виктор уезжает в Москву, у Липы заканчивается смена. И она, в отличие от героини Барбары Брыльской, за ним не поедет. Разочарованная в жизни, она не верит в любовь с первого взгляда. И прекрасно понимает, что этот человек – далеко не из ее романа, хоть и похож на нее во многом. Герои спектакля выросли на «Иронии судьбы», но живут-то сейчас. Где все не так.
Стоит ли грустить? Нет, наверное, не стоит. Героев спектакля дома ждет горячий ужин и человек, с которым можно его разделить. Значит, все у них не так уж и плохо. А счастье... Оно неуловимо и зыбко. Скорее всего, оно им просто привиделось.
Материалы рубрики
Выставка «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве XVIII – XX вв.» открылась в Мурманске
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии