Гроот в замке

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку «Георг Христоф Гроот и елизаветинское время», показав более полутора сотен произведений - живопись, графика, прикладное искусство - из своих и чужих музейных собраний.

 Гроот в замке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Михайловский замок - площадка, где музей представляет художественно-исторические выставки в рамках проекта «Театр российской истории. Дом Романовых: факты, легенды и мифы. Сага о династии». Для каждой он ищет неожиданный поворот и не придерживается хронологии.

Выставка «Павел Петрович - великий князь» рассказывала о детстве будущего императора, когда закладывались основы его личности и еще не было оснований называть его бедным или сумасшедшим.

Год назад масштабная, почти энциклопедическая выставка «Портрет петровского времени» представила Петровскую эпоху в лицах.

Трехсотлетие со дня рождения Георга Христофа Гроота стало поводом обратиться к правлению Елизаветы. Этот живописец оказал большое воздействие на русскую художественную культуру того времени, которое стало началом русского Просвещения. Но его имя сегодня мало известно публике.

Гроот родился в Штутгарте в семье придворного художника и хранителя картинной галереи Людвигсбурга - резиденции герцогов Вюртембергских. Живописи учился в мастерской отца, затем в Дрездене, работал на фарфоровой мануфактуре, числился в гильдии живописцев в Праге. В Петербург он приехал и был принят на императорскую службу при правлении Анны Леопольдовны. И при воцарении Елизаветы Петровны он остался придворным живописцем. В коронационных торжествах он принимал участие как портретист и декоратор. Должность главного придворного художника сохранил до смерти.

Гроот писал иконы, делал рисунки для медалей, организовал реставрационную службу в Петербурге, обучал живописи будущих академиков Академии художеств. Но главной его обязанностью были портреты императрицы и ее приближенных. Елизавету он писал бесконечно и разнообразно - на троне, на коне, на балу и даже обнаженной в образе целомудренной Флоры.

Выставка впервые собрала почти все работы Гроота. Вместе эти вещи даже специалисты не видели. Удалось получить произведения из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Московского Кремля, музеев-заповедников «Павловск», «Царское Село», «Петергоф», других отечественных и зарубежных собраний.

Как говорит куратор выставки заведующий отделом живописи XVIII - XIX веков Русского музея Григорий Голдовский, для этого проекта Гроот важен не сам по себе, а в контексте темы - русская художественная культура елизаветинского времени. В 1910-е годы было несколько больших выставок, посвященных этой эпохе.

- Мы не собирались создавать ремейк, - сказал Голдовский, - старались сделать что-то новое. Поэтому здесь нет главенствующей роли Ломоносова, нет обилия литературного и документального материала. Не было задачи исчерпать тему. Наша цель - донести дух эпохи, показать ее черты, способные удивить и взволновать сегодняшнего зрителя.

Выставка действительно не исчерпывает, а обозначает явления художественной культуры елизаветинского эпохи. Времени, когда развивались зодчество, живопись, графика, создавалась Невская порцелиновая мануфактура (будущий Императорский фарфоровый завод), работала Шпалерная мануфактура, переживал расцвет Ямбургский стеклянный завод, работали приезжие ювелиры, была создана Усть-Рудицкая мозаичная фабрика Ломоносова...

В двух первых залах живопись Гроота, тридцать одна картина, авторство которых не вызывает сомнений. Есть и сенсация - два портрета атрибутированы в процессе подготовки выставки.

Лица приближенных Елизаветы отражаются в зеркалах XVIII века. До сих пор спорят, сколько тысяч платьев было в гардеробе императрицы. Не сохранилось ни одного. Но в витрине подлинные европейские платья середины XVIII века.

В одном из залов собраны деревянная резьба, изделия фарфорового и стекольного заводов, мозаика, серебро. Представление о мебельном искусстве середины XVIII века дает уникальное бюро с часами, происходящее из Китайского дворца Ораниенбаума. Декоративная живопись покрывает его снаружи и внутри. До наших дней дошла шпалера с анималистическим сюжетом «Собаки на бойне».

Не забыта и тема становления русского театра, основанного при Елизавете Петровне. Ее отражают эскизы декораций к постановкам, афиши, старинные музыкальные инструменты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...