Гроот в замке

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку «Георг Христоф Гроот и елизаветинское время», показав более полутора сотен произведений - живопись, графика, прикладное искусство - из своих и чужих музейных собраний.

 Гроот в замке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Михайловский замок - площадка, где музей представляет художественно-исторические выставки в рамках проекта «Театр российской истории. Дом Романовых: факты, легенды и мифы. Сага о династии». Для каждой он ищет неожиданный поворот и не придерживается хронологии.

Выставка «Павел Петрович - великий князь» рассказывала о детстве будущего императора, когда закладывались основы его личности и еще не было оснований называть его бедным или сумасшедшим.

Год назад масштабная, почти энциклопедическая выставка «Портрет петровского времени» представила Петровскую эпоху в лицах.

Трехсотлетие со дня рождения Георга Христофа Гроота стало поводом обратиться к правлению Елизаветы. Этот живописец оказал большое воздействие на русскую художественную культуру того времени, которое стало началом русского Просвещения. Но его имя сегодня мало известно публике.

Гроот родился в Штутгарте в семье придворного художника и хранителя картинной галереи Людвигсбурга - резиденции герцогов Вюртембергских. Живописи учился в мастерской отца, затем в Дрездене, работал на фарфоровой мануфактуре, числился в гильдии живописцев в Праге. В Петербург он приехал и был принят на императорскую службу при правлении Анны Леопольдовны. И при воцарении Елизаветы Петровны он остался придворным живописцем. В коронационных торжествах он принимал участие как портретист и декоратор. Должность главного придворного художника сохранил до смерти.

Гроот писал иконы, делал рисунки для медалей, организовал реставрационную службу в Петербурге, обучал живописи будущих академиков Академии художеств. Но главной его обязанностью были портреты императрицы и ее приближенных. Елизавету он писал бесконечно и разнообразно - на троне, на коне, на балу и даже обнаженной в образе целомудренной Флоры.

Выставка впервые собрала почти все работы Гроота. Вместе эти вещи даже специалисты не видели. Удалось получить произведения из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Московского Кремля, музеев-заповедников «Павловск», «Царское Село», «Петергоф», других отечественных и зарубежных собраний.

Как говорит куратор выставки заведующий отделом живописи XVIII - XIX веков Русского музея Григорий Голдовский, для этого проекта Гроот важен не сам по себе, а в контексте темы - русская художественная культура елизаветинского времени. В 1910-е годы было несколько больших выставок, посвященных этой эпохе.

- Мы не собирались создавать ремейк, - сказал Голдовский, - старались сделать что-то новое. Поэтому здесь нет главенствующей роли Ломоносова, нет обилия литературного и документального материала. Не было задачи исчерпать тему. Наша цель - донести дух эпохи, показать ее черты, способные удивить и взволновать сегодняшнего зрителя.

Выставка действительно не исчерпывает, а обозначает явления художественной культуры елизаветинского эпохи. Времени, когда развивались зодчество, живопись, графика, создавалась Невская порцелиновая мануфактура (будущий Императорский фарфоровый завод), работала Шпалерная мануфактура, переживал расцвет Ямбургский стеклянный завод, работали приезжие ювелиры, была создана Усть-Рудицкая мозаичная фабрика Ломоносова...

В двух первых залах живопись Гроота, тридцать одна картина, авторство которых не вызывает сомнений. Есть и сенсация - два портрета атрибутированы в процессе подготовки выставки.

Лица приближенных Елизаветы отражаются в зеркалах XVIII века. До сих пор спорят, сколько тысяч платьев было в гардеробе императрицы. Не сохранилось ни одного. Но в витрине подлинные европейские платья середины XVIII века.

В одном из залов собраны деревянная резьба, изделия фарфорового и стекольного заводов, мозаика, серебро. Представление о мебельном искусстве середины XVIII века дает уникальное бюро с часами, происходящее из Китайского дворца Ораниенбаума. Декоративная живопись покрывает его снаружи и внутри. До наших дней дошла шпалера с анималистическим сюжетом «Собаки на бойне».

Не забыта и тема становления русского театра, основанного при Елизавете Петровне. Ее отражают эскизы декораций к постановкам, афиши, старинные музыкальные инструменты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.