Гравер короля. Король гравюры

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка, которую директор музея Михаил Пиотровский назвал эстетской. Она представляет зрителю искусство давно утраченное, которое можно назвать предшественником современной фотографии — гравированный портрет, и открывает имя выдающегося мастера. Это имя, как и статус одного из самых значимых художников-графиков XVIII столетия, оставившего заметный след в Германии, Франции и России, обозначено в названии выставки — «Георг Фридрих Шмидт (1712 — 1775). Гравер короля».

Гравер короля. Король гравюры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Он родился в Берлине в семье небогатого суконщика, который собирался приобщить сына к своему ремеслу. Но тот мечтал о живописи и в юном возрасте сумел получить разрешение посещать занятия по рисунку в Берлинской академии искусств. На тот момент никто из преподавателей не нуждался в ученике, зато помощник требовался граверу. Это предопределило дальнейшую судьбу Шмидта, он изучал и копировал лучшие образцы гравировального искусства, в чем и преуспел.

Молодому художнику хотелось совершенствоваться, он отправился в Париж, не имея средств, нужных знакомств, не зная французского. Шмидт располагал только рекомендательным письмом от директора Берлинской академии самого значительного художника прусского двора Антуана Пэна к члену Королевской академии живописи и скульптуры Никола Ланкре. Оценив по достоинству работы Шмидта, тот рекомендовал его в качестве помощника искусному граверу мастеру портрета Никола Лармессену.

Французская публика признала Шмидта одним из лучших мастеров гравюры благодаря выполненным им гравированным изображениям короля Пруссии Фридриха II, архиепископа Шарля де Сент-Обена, графа д,Эвре, племянника знаменитого маршала де Тюренна, и другим. Профессионалы дали самую высокую оценку мастеру. За гравированный портрет Пьера Миньяра по живописному оригиналу Гиацинта Риго Шмидт был принят в члены французской академии живописи и скульптуры.

Спустя два года прусский король призвал художника к себе в качестве придворного гравера. Шмидт вернулся, много работал, известность его росла. В 1757 году он получил приглашение приехать в Россию, с согласия короля отправился в Петербург. По контракту, художник должен был в течение пяти лет в гравировальном классе при Академии наук и художеств готовить квалифицированных мастеров эстампа. В контракте был еще один важный пункт. Мастер брался тиражировать в гравюре парадный в рост портрет Елизаветы Петровны с оригинала Луи Токке.

Шмидт был хорошим наставником, воспитал замечательных граверов: Васильева, Виноградова, Грекова, особо одаренного Чемесова. В Петербурге у него было много заказов — портреты важных персон, вельмож и государственных деятелей — графов Воронцова, Разумовского, Шувалова... Что касается огромного портрета императрицы, то он требовал много времени и усердия. Работа над ним завершилась лишь за две недели до кончины Елизаветы Петровны. По легенде, она на портрет едва взглянула, мастер получил треть обещанной суммы.

Шмидт уехал домой на два месяца раньше срока, обозначенного в контракте. Уже после возвращения в Берлин его избрали в числе первых почетных академиков учрежденной в Петербурге Академии художеств. Он много гравировал по чужим и собственным композициям, при жизни был окружен славой, его работы коллекционировали собиратели разных стран.

В эрмитажной коллекции хранятся лучшие образцы творчества Шмидта, в том числе и абсолютные раритеты. Для выставки отобрано почти семьдесят листов.

— Коллекция гравюрного кабинета Эрмитажа считается одной из самых крупных в мире. Работ Шмидта около трехсот, — рассказывает куратор выставки Ниеле Масюлионите. — Амплуа Шмидта, его главная любовь — портретный жанр. В нем он был наиболее силен. Хочу напомнить, что это первая выставка Шмидта в стенах Эрмитажа. Для нее отбирались листы зрелищные, высокого художественного уровня с изображением интересных персонажей.

Облик многих интересных персонажей Шмидт сохранил для нас. К примеру, портрет отца Екатерины II владетельного князя Христиана Августа Анхальт-Цербстского, выполненный по оригиналу Антуана Пена. Возможно, эта гравюра появилась в связи с браком Екатерины с российским наследником престола.

Необыкновенно интересный персонаж — аббат Прево. Шмидт дружил с автором знаменитого романа «Манон Леско». Его гравюра иллюстрирует большую часть его изданий.

Блестящая гравюра — портрет Иоганна Бернулли, знаменитого швейцарского математика, учредителя школы математического анализа в Париже. Он изучал искусство, медицину, писал диссертации стихами на латыни и греческом.

Виртуозная работа мастера — портрет графа Николауса Эстерхази, австрийского посла при русском дворе, крупнейшего из богатеев Европы, патронировавшего Гайдна.

Женских лиц на выставке много меньше, чем мужских, но каждое стоит внимания. В галерее женских портретов монаршие особы, супруга Шмидта, актриса... Чуть улыбается с портрета знаменитая куртизанка Нинон де Ланкло, считавшаяся одной из самых очаровательных женщин своего времени.

Шмидт смотрит на посетителей выставки с двух автопортретов. На одном справа от рисующего художника в затянутом паутиной окне пейзаж с избой и русской церковью.

#Новый Эрмитаж #выставка #Георг Шмидт

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?