Гравер короля. Король гравюры

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка, которую директор музея Михаил Пиотровский назвал эстетской. Она представляет зрителю искусство давно утраченное, которое можно назвать предшественником современной фотографии — гравированный портрет, и открывает имя выдающегося мастера. Это имя, как и статус одного из самых значимых художников-графиков XVIII столетия, оставившего заметный след в Германии, Франции и России, обозначено в названии выставки — «Георг Фридрих Шмидт (1712 — 1775). Гравер короля».

Гравер короля. Король гравюры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Он родился в Берлине в семье небогатого суконщика, который собирался приобщить сына к своему ремеслу. Но тот мечтал о живописи и в юном возрасте сумел получить разрешение посещать занятия по рисунку в Берлинской академии искусств. На тот момент никто из преподавателей не нуждался в ученике, зато помощник требовался граверу. Это предопределило дальнейшую судьбу Шмидта, он изучал и копировал лучшие образцы гравировального искусства, в чем и преуспел.

Молодому художнику хотелось совершенствоваться, он отправился в Париж, не имея средств, нужных знакомств, не зная французского. Шмидт располагал только рекомендательным письмом от директора Берлинской академии самого значительного художника прусского двора Антуана Пэна к члену Королевской академии живописи и скульптуры Никола Ланкре. Оценив по достоинству работы Шмидта, тот рекомендовал его в качестве помощника искусному граверу мастеру портрета Никола Лармессену.

Французская публика признала Шмидта одним из лучших мастеров гравюры благодаря выполненным им гравированным изображениям короля Пруссии Фридриха II, архиепископа Шарля де Сент-Обена, графа д,Эвре, племянника знаменитого маршала де Тюренна, и другим. Профессионалы дали самую высокую оценку мастеру. За гравированный портрет Пьера Миньяра по живописному оригиналу Гиацинта Риго Шмидт был принят в члены французской академии живописи и скульптуры.

Спустя два года прусский король призвал художника к себе в качестве придворного гравера. Шмидт вернулся, много работал, известность его росла. В 1757 году он получил приглашение приехать в Россию, с согласия короля отправился в Петербург. По контракту, художник должен был в течение пяти лет в гравировальном классе при Академии наук и художеств готовить квалифицированных мастеров эстампа. В контракте был еще один важный пункт. Мастер брался тиражировать в гравюре парадный в рост портрет Елизаветы Петровны с оригинала Луи Токке.

Шмидт был хорошим наставником, воспитал замечательных граверов: Васильева, Виноградова, Грекова, особо одаренного Чемесова. В Петербурге у него было много заказов — портреты важных персон, вельмож и государственных деятелей — графов Воронцова, Разумовского, Шувалова... Что касается огромного портрета императрицы, то он требовал много времени и усердия. Работа над ним завершилась лишь за две недели до кончины Елизаветы Петровны. По легенде, она на портрет едва взглянула, мастер получил треть обещанной суммы.

Шмидт уехал домой на два месяца раньше срока, обозначенного в контракте. Уже после возвращения в Берлин его избрали в числе первых почетных академиков учрежденной в Петербурге Академии художеств. Он много гравировал по чужим и собственным композициям, при жизни был окружен славой, его работы коллекционировали собиратели разных стран.

В эрмитажной коллекции хранятся лучшие образцы творчества Шмидта, в том числе и абсолютные раритеты. Для выставки отобрано почти семьдесят листов.

— Коллекция гравюрного кабинета Эрмитажа считается одной из самых крупных в мире. Работ Шмидта около трехсот, — рассказывает куратор выставки Ниеле Масюлионите. — Амплуа Шмидта, его главная любовь — портретный жанр. В нем он был наиболее силен. Хочу напомнить, что это первая выставка Шмидта в стенах Эрмитажа. Для нее отбирались листы зрелищные, высокого художественного уровня с изображением интересных персонажей.

Облик многих интересных персонажей Шмидт сохранил для нас. К примеру, портрет отца Екатерины II владетельного князя Христиана Августа Анхальт-Цербстского, выполненный по оригиналу Антуана Пена. Возможно, эта гравюра появилась в связи с браком Екатерины с российским наследником престола.

Необыкновенно интересный персонаж — аббат Прево. Шмидт дружил с автором знаменитого романа «Манон Леско». Его гравюра иллюстрирует большую часть его изданий.

Блестящая гравюра — портрет Иоганна Бернулли, знаменитого швейцарского математика, учредителя школы математического анализа в Париже. Он изучал искусство, медицину, писал диссертации стихами на латыни и греческом.

Виртуозная работа мастера — портрет графа Николауса Эстерхази, австрийского посла при русском дворе, крупнейшего из богатеев Европы, патронировавшего Гайдна.

Женских лиц на выставке много меньше, чем мужских, но каждое стоит внимания. В галерее женских портретов монаршие особы, супруга Шмидта, актриса... Чуть улыбается с портрета знаменитая куртизанка Нинон де Ланкло, считавшаяся одной из самых очаровательных женщин своего времени.

Шмидт смотрит на посетителей выставки с двух автопортретов. На одном справа от рисующего художника в затянутом паутиной окне пейзаж с избой и русской церковью.

#Новый Эрмитаж #выставка #Георг Шмидт

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.