Гравер короля. Король гравюры
В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка, которую директор музея Михаил Пиотровский назвал эстетской. Она представляет зрителю искусство давно утраченное, которое можно назвать предшественником современной фотографии — гравированный портрет, и открывает имя выдающегося мастера. Это имя, как и статус одного из самых значимых художников-графиков XVIII столетия, оставившего заметный след в Германии, Франции и России, обозначено в названии выставки — «Георг Фридрих Шмидт (1712 — 1775). Гравер короля».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Он родился в Берлине в семье небогатого суконщика, который собирался приобщить сына к своему ремеслу. Но тот мечтал о живописи и в юном возрасте сумел получить разрешение посещать занятия по рисунку в Берлинской академии искусств. На тот момент никто из преподавателей не нуждался в ученике, зато помощник требовался граверу. Это предопределило дальнейшую судьбу Шмидта, он изучал и копировал лучшие образцы гравировального искусства, в чем и преуспел.
Молодому художнику хотелось совершенствоваться, он отправился в Париж, не имея средств, нужных знакомств, не зная французского. Шмидт располагал только рекомендательным письмом от директора Берлинской академии самого значительного художника прусского двора Антуана Пэна к члену Королевской академии живописи и скульптуры Никола Ланкре. Оценив по достоинству работы Шмидта, тот рекомендовал его в качестве помощника искусному граверу мастеру портрета Никола Лармессену.
Французская публика признала Шмидта одним из лучших мастеров гравюры благодаря выполненным им гравированным изображениям короля Пруссии Фридриха II, архиепископа Шарля де Сент-Обена, графа д,Эвре, племянника знаменитого маршала де Тюренна, и другим. Профессионалы дали самую высокую оценку мастеру. За гравированный портрет Пьера Миньяра по живописному оригиналу Гиацинта Риго Шмидт был принят в члены французской академии живописи и скульптуры.
Спустя два года прусский король призвал художника к себе в качестве придворного гравера. Шмидт вернулся, много работал, известность его росла. В 1757 году он получил приглашение приехать в Россию, с согласия короля отправился в Петербург. По контракту, художник должен был в течение пяти лет в гравировальном классе при Академии наук и художеств готовить квалифицированных мастеров эстампа. В контракте был еще один важный пункт. Мастер брался тиражировать в гравюре парадный в рост портрет Елизаветы Петровны с оригинала Луи Токке.
Шмидт был хорошим наставником, воспитал замечательных граверов: Васильева, Виноградова, Грекова, особо одаренного Чемесова. В Петербурге у него было много заказов — портреты важных персон, вельмож и государственных деятелей — графов Воронцова, Разумовского, Шувалова... Что касается огромного портрета императрицы, то он требовал много времени и усердия. Работа над ним завершилась лишь за две недели до кончины Елизаветы Петровны. По легенде, она на портрет едва взглянула, мастер получил треть обещанной суммы.
Шмидт уехал домой на два месяца раньше срока, обозначенного в контракте. Уже после возвращения в Берлин его избрали в числе первых почетных академиков учрежденной в Петербурге Академии художеств. Он много гравировал по чужим и собственным композициям, при жизни был окружен славой, его работы коллекционировали собиратели разных стран.
В эрмитажной коллекции хранятся лучшие образцы творчества Шмидта, в том числе и абсолютные раритеты. Для выставки отобрано почти семьдесят листов.
— Коллекция гравюрного кабинета Эрмитажа считается одной из самых крупных в мире. Работ Шмидта около трехсот, — рассказывает куратор выставки Ниеле Масюлионите. — Амплуа Шмидта, его главная любовь — портретный жанр. В нем он был наиболее силен. Хочу напомнить, что это первая выставка Шмидта в стенах Эрмитажа. Для нее отбирались листы зрелищные, высокого художественного уровня с изображением интересных персонажей.
Облик многих интересных персонажей Шмидт сохранил для нас. К примеру, портрет отца Екатерины II владетельного князя Христиана Августа Анхальт-Цербстского, выполненный по оригиналу Антуана Пена. Возможно, эта гравюра появилась в связи с браком Екатерины с российским наследником престола.
Необыкновенно интересный персонаж — аббат Прево. Шмидт дружил с автором знаменитого романа «Манон Леско». Его гравюра иллюстрирует большую часть его изданий.
Блестящая гравюра — портрет Иоганна Бернулли, знаменитого швейцарского математика, учредителя школы математического анализа в Париже. Он изучал искусство, медицину, писал диссертации стихами на латыни и греческом.
Виртуозная работа мастера — портрет графа Николауса Эстерхази, австрийского посла при русском дворе, крупнейшего из богатеев Европы, патронировавшего Гайдна.
Женских лиц на выставке много меньше, чем мужских, но каждое стоит внимания. В галерее женских портретов монаршие особы, супруга Шмидта, актриса... Чуть улыбается с портрета знаменитая куртизанка Нинон де Ланкло, считавшаяся одной из самых очаровательных женщин своего времени.
Шмидт смотрит на посетителей выставки с двух автопортретов. На одном справа от рисующего художника в затянутом паутиной окне пейзаж с избой и русской церковью.
Комментарии