«Гран-при» Дианы

Десятый Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова завершился гала-концертом дипломантов и лауреатов в Концертном зале Мариинского театра. Гран-призером была объявлена сопрано Диана Казарян.

«Гран-при» Дианы | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова

Начиная с 2014 года, то есть со своего девятого «выпуска», конкурс переехал в Тихвин, на родину композитора, чье имя носит. В том же году он стал еще и фестивалем, события которого охватывают несколько городов Ленинградской области. Правда, до полноценных оперных масштабов великого композитора фестиваль пока недотягивает, ограничиваясь лишь концертами из его произведений. А ведь в свое время появилось немало разговоров и о том, что там, вдали от петербургского шума, собираются организовать мероприятие с размахом наподобие Зальцбургского, где в центре внимания - гений Моцарта. Но все это остается пока на уровне фантастики: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В этом году акцент был сделан на детском репертуаре, в который вошли камерные оперы «Великан» Сергея Прокофьева, «Маленький принц» Леонида Клиничева и «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» Сергея Баневича. Кризис так здорово ударил по организаторам конкурса, что, несмотря на юбилейный возраст, он остался без буклета - главного документа конкурса, путеводителя по программам выступлений и биографиям участников, членов жюри, наградам и размерам премий. Буклета не было, но участники, к счастью, все же были: 65 участников оперного и 27 - камерного конкурсов из 15 стран прошли испытания из трех туров. В жюри конкурса этого года наряду с уже известными именами Ларисы Гергиевой, Галины Горчаковой, Аскара Абдразакова, Михаила Синькевича оказались видный румынский оперный менеджер Михай Косма и прославленное меццо-сопрано ХХ века итальянка Фьоренца Коссотто, выступавшая на сцене с великими певцами золотого века оперы.

На гала-концерте лауреатов в Концертном зале Мариинского театра выступили победители основного оперного конкурса, лауреатов же камерного потока смогли услышать лишь тихвинцы. Участники, дошедшие до финального выступления в городе, где именем автора «Садко» и «Золотого петушка» названо несколько музыкальных учебных заведений, включая консерваторию, показали (пусть и не без потерь) свою неплохую готовность к бегу на длинные оперные расстояния. Международную панораму составили дипломанты из Бразилии, Украины и Болгарии и лауреаты из Монголии, Китая и Нидерландов. Обладатель третьей премии - сопрано Анжелика Минасова, пожалуй, наиболее безупречно показавшая свой потенциал и мастерство в арии Чио-Чио-Сан Un bel di vedremo из «Мадам Баттерфляй» Пуччини, представляла Россию - США.

Дипломанты нечасто выступают в заключительных концертах, но в данном случае их стоило показать как возможных победителей, сильно наступавших на пятки нынешним лауреатам. Так, бразильцу Сезару Камарго достался даже специальный приз губернатора Ленобласти «За волю к победе». Он очень лирично и продуманно спел не самую простую теноровую арию Фауста из оперы Гуно. Обнадежил и тенор Заур Алиев, показавший бойцовский настрой в балладе Герцога из «Риголетто» Верди. Дипломантка Самира Галимова порадовала редко звучащей на российских конкурсах последней арией Электры из «Идоменея» Моцарта, хотя и исполненной медленнее обычного. Радостью, солнечным оптимизмом и непринужденностью исполнения поделился с залом баритон Малик Азат Бисембулы в каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Болгарскому басу Божидару Божилову, спевшему арию Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди, придется серьезно подкачать вокальные мускулы, чтобы стать достойным конкурентом.

Из арий Римского-Корсакова на конкурсе его имени не звучало ничего - ни Любаши, ни Снегурочки, ни Садко. Лишь китаянка Сюй Минхун (вторая премия) на ломаном русском исполнила развернутую арию Оксаны из «Ночи перед Рождеством». Предпочтение было отдано итальянцам - Верди, Пуччини, Беллини. Лауреат третьей премии монгольский баритон Энхбат Тувшинжаргал на повышенных тонах спел арию Риголетто «Куртизаны, исчадье порока». Знакомый телезрителям по проекту «Большая опера» еще один монгольский баритон Бадрал Чулуунбаатар, о котором Елена Образцова когда-то сказала «Бадрал мое сердце украл», складно и благородно исполнил сцену смерти Родриго из оперы «Дон Карлос» Верди.

Лауреатом первой премии стала сопрано Татьяна Старкова, которая не очень ровной кантиленой, пестро, с напряженными верхами спела каватину Леоноры из «Трубадура» Верди. Любопытно было слушать каватину и кабалетту Нормы из одноименной оперы Беллини в исполнении Гульнары Шафигуллиной (первая премия), представлявшей Нидерланды. Любая певица, претендующая петь Норму, неизбежно обрекает себя на сравнение с Марией Каллас, чей эталон не удалось превзойти никому. И было слышно в нескольких нотах и фразах, как Гульнара чувствует перед собой великую предшественницу, словно для нее и поет. Но до величественного молитвенного трепета, которым полнится эта культовая ария, было очень далеко.

Главное же имя конкурса - Диана Казарян (на снимке), которая на последнем конкурсе Чайковского представляла Армению, а сегодня уже Россию, получила заслуженные аплодисменты. Бесстрашно, динамично и искрометно исполнила она арию Виолетты из первого действия «Травиаты» Верди.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.


Комментарии