«Гран-при» Дианы

Десятый Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова завершился гала-концертом дипломантов и лауреатов в Концертном зале Мариинского театра. Гран-призером была объявлена сопрано Диана Казарян.

«Гран-при» Дианы | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова

Начиная с 2014 года, то есть со своего девятого «выпуска», конкурс переехал в Тихвин, на родину композитора, чье имя носит. В том же году он стал еще и фестивалем, события которого охватывают несколько городов Ленинградской области. Правда, до полноценных оперных масштабов великого композитора фестиваль пока недотягивает, ограничиваясь лишь концертами из его произведений. А ведь в свое время появилось немало разговоров и о том, что там, вдали от петербургского шума, собираются организовать мероприятие с размахом наподобие Зальцбургского, где в центре внимания - гений Моцарта. Но все это остается пока на уровне фантастики: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В этом году акцент был сделан на детском репертуаре, в который вошли камерные оперы «Великан» Сергея Прокофьева, «Маленький принц» Леонида Клиничева и «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» Сергея Баневича. Кризис так здорово ударил по организаторам конкурса, что, несмотря на юбилейный возраст, он остался без буклета - главного документа конкурса, путеводителя по программам выступлений и биографиям участников, членов жюри, наградам и размерам премий. Буклета не было, но участники, к счастью, все же были: 65 участников оперного и 27 - камерного конкурсов из 15 стран прошли испытания из трех туров. В жюри конкурса этого года наряду с уже известными именами Ларисы Гергиевой, Галины Горчаковой, Аскара Абдразакова, Михаила Синькевича оказались видный румынский оперный менеджер Михай Косма и прославленное меццо-сопрано ХХ века итальянка Фьоренца Коссотто, выступавшая на сцене с великими певцами золотого века оперы.

На гала-концерте лауреатов в Концертном зале Мариинского театра выступили победители основного оперного конкурса, лауреатов же камерного потока смогли услышать лишь тихвинцы. Участники, дошедшие до финального выступления в городе, где именем автора «Садко» и «Золотого петушка» названо несколько музыкальных учебных заведений, включая консерваторию, показали (пусть и не без потерь) свою неплохую готовность к бегу на длинные оперные расстояния. Международную панораму составили дипломанты из Бразилии, Украины и Болгарии и лауреаты из Монголии, Китая и Нидерландов. Обладатель третьей премии - сопрано Анжелика Минасова, пожалуй, наиболее безупречно показавшая свой потенциал и мастерство в арии Чио-Чио-Сан Un bel di vedremo из «Мадам Баттерфляй» Пуччини, представляла Россию - США.

Дипломанты нечасто выступают в заключительных концертах, но в данном случае их стоило показать как возможных победителей, сильно наступавших на пятки нынешним лауреатам. Так, бразильцу Сезару Камарго достался даже специальный приз губернатора Ленобласти «За волю к победе». Он очень лирично и продуманно спел не самую простую теноровую арию Фауста из оперы Гуно. Обнадежил и тенор Заур Алиев, показавший бойцовский настрой в балладе Герцога из «Риголетто» Верди. Дипломантка Самира Галимова порадовала редко звучащей на российских конкурсах последней арией Электры из «Идоменея» Моцарта, хотя и исполненной медленнее обычного. Радостью, солнечным оптимизмом и непринужденностью исполнения поделился с залом баритон Малик Азат Бисембулы в каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Болгарскому басу Божидару Божилову, спевшему арию Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди, придется серьезно подкачать вокальные мускулы, чтобы стать достойным конкурентом.

Из арий Римского-Корсакова на конкурсе его имени не звучало ничего - ни Любаши, ни Снегурочки, ни Садко. Лишь китаянка Сюй Минхун (вторая премия) на ломаном русском исполнила развернутую арию Оксаны из «Ночи перед Рождеством». Предпочтение было отдано итальянцам - Верди, Пуччини, Беллини. Лауреат третьей премии монгольский баритон Энхбат Тувшинжаргал на повышенных тонах спел арию Риголетто «Куртизаны, исчадье порока». Знакомый телезрителям по проекту «Большая опера» еще один монгольский баритон Бадрал Чулуунбаатар, о котором Елена Образцова когда-то сказала «Бадрал мое сердце украл», складно и благородно исполнил сцену смерти Родриго из оперы «Дон Карлос» Верди.

Лауреатом первой премии стала сопрано Татьяна Старкова, которая не очень ровной кантиленой, пестро, с напряженными верхами спела каватину Леоноры из «Трубадура» Верди. Любопытно было слушать каватину и кабалетту Нормы из одноименной оперы Беллини в исполнении Гульнары Шафигуллиной (первая премия), представлявшей Нидерланды. Любая певица, претендующая петь Норму, неизбежно обрекает себя на сравнение с Марией Каллас, чей эталон не удалось превзойти никому. И было слышно в нескольких нотах и фразах, как Гульнара чувствует перед собой великую предшественницу, словно для нее и поет. Но до величественного молитвенного трепета, которым полнится эта культовая ария, было очень далеко.

Главное же имя конкурса - Диана Казарян (на снимке), которая на последнем конкурсе Чайковского представляла Армению, а сегодня уже Россию, получила заслуженные аплодисменты. Бесстрашно, динамично и искрометно исполнила она арию Виолетты из первого действия «Травиаты» Верди.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...