Графика Веры
В Малом манеже открылась выставка «Вера Матюх. Пластический образ времени». Сорок литографий из собрания семьи художника и из частной коллекции, многие из которых экспонируются впервые, показывают 70-летний творческий путь мастера – яркого представителя ленинградской школы графики.

«Автопортрет». Литография. Конец 1950 – начало 1960-х годов.Предоставлено ЦВЗ «Манеж»
Вера Матюх (1910 – 2003) родилась в Берлине в семье эмигранта, уехавшего из России после первой русской революции. В 1923 году они перебрались в СССР и обосновались в Харькове. Вера знала по-русски четыре слова, и мать посоветовала ей стать художницей: «можно не разговаривать». В 1931 году Матюх окончила Харьковский художественный институт и приехала в Ленинград. Как она тогда думала, посмотреть город «на минуточку», но осталась навсегда. Виной тому бурный роман с ученым Евгением Порай-Кошицем, с которым они прожили вместе почти 70 лет.
Вскоре общительная Матюх знакомится с Павлом Кондратьевым, учеником Филонова, с Львом Юдиным и Константином Рождественским, ассистентами Малевича. Каждый из них по-своему наследует русскому авангарду, что помогает молодой художнице уйти от жестких идеологических установок соцреализма. Напомним, в апреле 1932 года вышло печально известное партийное постановление о творческих союзах, которое фактически запрещает любые независимые организации художников.
В 1935 году в Ленинграде создается литографская мастерская при Союзе художников. Стране социализма нужна была тиражная графика, которую легко доставить в любую глубинку. Матюх попала в уникальное место. Молодежной секцией в мастерской руководили Н. Тырса, Г. Верейский, Е. Кругликова. В разные годы Матюх общалась и работала рядом с А. Ведерниковым, В. Конашевичем, Ю. Васнецовым, Г. Неменовой.
Выставка показывает, как художница постоянно искала новые формы в, казалось бы, традиционном искусстве литографии, оставаясь верной жанру уличной сцены. Ее ранние работы – «Сухуми», «Салют» напоминают творчество импрессионистов, яркие литографии 1960-х годов «На остановке», «Танцы на шоссе» – постимпрессионистов. Начиная с оттиска «Лавка жестянщика» 1972 года Матюх отказывается от яркости в пользу «кубистических» форм. Они достигают максимальной жесткости в сюжетах «Дом снесли», «Дискотека», «На ходу» («Поцелуй на эскалаторе»), созданных на рубеже 1980 – 1990-х годов.
Перешагнув 80-летний рубеж, Матюх создает свои лучшие литографии, где изображение становится знаком, таким же многозначным, как иероглиф. Таков оттиск «Любить все живое», где младенец на руках женщины вписан в фигуру матери.
Выставкой Веры Матюх ЦВЗ «Манеж» завершил проект «Мастера петербургского эстампа», а также всю деятельность Малого зала на канале Грибоедова, 103. В ближайшее время там начнет работу петербургский Музей современного искусства, создаваемый на основе манежной коллекции.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5577) от 30.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии