Графика Веры

В Малом манеже открылась выставка «Вера Матюх. Пластический образ времени». Сорок литографий из собрания семьи художника и из частной коллекции, многие из которых экспонируются впервые, показывают 70-летний творческий путь мастера – яркого представителя ленинградской школы графики.

Графика Веры | «Автопортрет». Литография. Конец 1950 – начало 1960-х годов.Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

«Автопортрет». Литография. Конец 1950 – начало 1960-х годов.Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

Вера Матюх (1910 – 2003) родилась в Берлине в семье эмигранта, уехавшего из России после первой русской революции. В 1923 году они перебрались в СССР и обосновались в Харькове. Вера знала по-русски четыре слова, и мать посоветовала ей стать художницей: «можно не разговаривать». В 1931 году Матюх окончила Харьковский художественный институт и приехала в Ленинград. Как она тогда думала, посмотреть город «на минуточку», но осталась навсегда. Виной тому бурный роман с ученым Евгением Порай-Кошицем, с которым они прожили вместе почти 70 лет.

Вскоре общительная Матюх знакомится с Павлом Кондратьевым, учеником Филонова, с Львом Юдиным и Константином Рождественским, ассистентами Малевича. Каждый из них по-своему наследует русскому авангарду, что помогает молодой художнице уйти от жестких идеологических установок соцреализма. Напомним, в апреле 1932 года вышло печально известное партийное постановление о творческих союзах, которое фактически запрещает любые независимые организации художников.

В 1935 году в Ленинграде создается литографская мастерская при Союзе художников. Стране социализма нужна была тиражная графика, которую легко доставить в любую глубинку. Матюх попала в уникальное место. Молодежной секцией в мастерской руководили Н. Тырса, Г. Верейский, Е. Кругликова. В разные годы Матюх общалась и работала рядом с А. Ведерниковым, В. Конашевичем, Ю. Васнецовым, Г. Неменовой.

Выставка показывает, как художница постоянно искала новые формы в, казалось бы, традиционном искусстве литографии, оставаясь верной жанру уличной сцены. Ее ранние работы – «Сухуми», «Салют» напоминают творчество импрессионистов, яркие литографии 1960-х годов «На остановке», «Танцы на шоссе» – постимпрессионистов. Начиная с оттиска «Лавка жестянщика» 1972 года Матюх отказывается от яркости в пользу «кубистических» форм. Они достигают максимальной жесткости в сюжетах «Дом снесли», «Дискотека», «На ходу» («Поцелуй на эскалаторе»), созданных на рубеже 1980 – 1990-х годов.

Перешагнув 80-летний рубеж, Матюх создает свои лучшие литографии, где изображение становится знаком, таким же многозначным, как иероглиф. Таков оттиск «Любить все живое», где младенец на руках женщины вписан в фигуру матери.

Выставкой Веры Матюх ЦВЗ «Манеж» завершил проект «Мастера петербургского эстампа», а также всю деятельность Малого зала на канале Грибоедова, 103. В ближайшее время там начнет работу петербургский Музей современного искусства, создаваемый на основе манежной коллекции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5577) от 30.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.