Говорящий енот и немного грустно

Не знаю, как вы, а я хорошо помню, как на экраны вышла первая часть фильма «Стражи галактики». Дело в том, что одним из главных героев данной картины был говорящий енот, и почему-то именно этот факт доводил всех, с кем я пытался обсудить фильм, до белого каления. «Как ты можешь всерьез об этом говорить? - возмущались собеседники. - Как вообще можно смотреть кино, в котором речь идет о вооруженном гранатометом еноте?».

Говорящий енот и немного грустно |

И вот на экраны выходит вторая часть «Стражей». Но, прежде чем переходить непосредственно к новинке, позвольте мне сказать пару слов о том, что вообще последнее время происходит с кинофантастикой.

Сам я родился ровно в том году, когда советская станция «Луна-17» доставила на поверхность земного спутника самый первый луноход. Поэтому в детстве фильмы о покорении космических просторов были для меня чем-то вроде священного писания. И, наверное, не только для меня, потому что фильмов таких выходило много, и были эти фильмы отменного качества. В том году, когда я пошел в школу, вышли самые первые «Звездные войны», а в том, когда школу я закончил, по американским кинотеатрам покатились «Чужие». Честно говоря, со временем школьные годы почти стерлись из моей памяти, но вот обе картины я и до сих пор помню просто отлично.

Да и как их забудешь? Снявший «Звездные войны» Джордж Лукас неоднократно рассказывал в интервью, что идея саги появилась у него после прочтения книг философа Джозефа Кемпбелла. Тот утверждал, что все мифы, все священные писания человечества, всегда говорят об одном и том же: о том, как человек обретает себя самого. Не важно, идет ли речь о Будде, Геракле, сэре Ланселоте или об Иванушке-дурачке, схема всегда одинакова. В самом начале герой мифа не знает, кто он, и живет на чужбине, но приходит момент, когда герой встречает того, кто открывает ему правду. Правда же состоит в том, что на самом деле герой (а значит, и каждый из нас) рожден от царя и сам является царем. Где-то далеко-далеко каждого из нас ждет трон - и все мифы на свете повествуют именно об этом: о том, как герой отправляется в полный опасностей путь, в финале которого обнимает давно забытого отца и надевает на голову царскую корону.

Воодушевившись идеей, Лукас взялся снимать не просто космическую стрелялку - ему хотелось создать евангелие ХХ столетия. И в каком-то смысле своей цели Лукас достиг. Его «Звездные войны» сами давно превратились в миф, и, между прочим, в уставе американского фан-клуба говорится, что подлинные поклонники «Войн» обязаны пересматривать все шесть фильмов саги ежедневно. Чтобы вы понимали: это тринадцать с лишним часов экранного времени. Но иначе - исключение из клуба.

Не менее культовым статусом пользовался и цикл про «Чужих». За этой историей какой-то особенной философии не стояло, зато сразу завораживала общая атмосфера. Прежде фильмы про космос просто сочились романтикой и оптимизмом. Но вот в «Чужом», прямо с самой первой сцены, режиссер демонстрировал нам не отважных космостранников, а людей, которые смертельно устали от бессмысленной работы... Которым хочется не подвигов и приключений, а зарплаты чуть побольше, да пивка вечером... Малосимпатичных, недалеких, порой трусливых людей... Короче говоря, он демонстрировал нас самих. И такой подход сразу перевернул все прежние представления о кинофантастике.

За право поработать на проекте конкурировали лучшие силы Голливуда: Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер. Созданная ими сага давно стала классикой уровня Шекспира или Сервантеса. Именно в «Чужих» впервые были проговорены многие темы, само собой разумеющиеся для современной культуры: от роли женщины в обществе до опасности бездумного поклонения научному прогрессу. За почти сорок лет на этих лентах выросли два поколения зрителей, так что нет ничего странного в том, что некоторое время назад на экраны стали понемногу выходить их продолжения, сиквелы, приквелы и разного рода спин-оффы.

Сперва (после почти двадцатилетнего перерыва) было снято продолжение «Чужих». Потом вышел седьмой эпизод «Звездных войн». Сказать, что я ждал их выхода, - ничего не сказать. Оставшиеся до премьеры дни я был готов отмечать дырочками, как в дембельском календарике. Но спросите меня сегодня, о чем рассказывалось в этих фильмах, и я лишь недоуменно пожму плечами. Продолжения культовых картин оказались не то чтобы плохими - они были никакими. И это, наверное, самое худшее, что только могло случиться с кинофантастикой.

Отлично помню, как в темном кинозале я рыдал и мучился, не в силах оторвать взгляд от того, как юный герой «Звездных войн» сам загоняет себя на темную сторону силы. А при воспоминании о финальной битве из второго эпизода «Чужих» у меня и до сих пор непроизвольно потеют ладони. Но вот из новых фильмов вспомнить мне не удается ничего вообще. Создатели этих картин не стали заморачиваться с философией Кемпбелла, а сняли просто очень красивое, очень динамичное кино с очень дорогими актерами и спецэффектами. Настолько красивое и динамичное, что после первой трети мне захотелось встать и уйти зала.

Знаете, что самое странное? Что копии понравились зрителям куда больше устаревших оригиналов. Именно новые «Войны» с «Чужими» стали наиболее кассовыми фильмами наступившего тысячелетия. И вот тут мы можем вернуться к кинопремьере последнего времени: на экраны вышла вторая часть «Стражей галактики».

Как и в первой части, героями картины являются енот с гранатометом, говорящее дерево, зеленая женщина в исполнении Зои Салдано и симпатичный парень, постоянно слушающий в плеере диско 1970-х. Времена, когда фантастическое кино пыталось говорить о занудных вещах типа любви, ответственности, сострадания и смысле каждого прожитого дня, окончательно ушли в прошлое. Когда в новых «Стражах галактики» на экране появляется говорящий енот, зрители в зале каждый раз громко хохочут и пытаются аплодировать.

#фантастика #кино

Комментарии