Главная городская газета

Говорящий енот и немного грустно

Свежие материалы Культура

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью

Чепчик со звездой

В Мраморном дворце прошел... прием в пионеры.

Читать полностью
Реклама
Говорящий енот и немного грустно |

Не знаю, как вы, а я хорошо помню, как на экраны вышла первая часть фильма «Стражи галактики». Дело в том, что одним из главных героев данной картины был говорящий енот, и почему-то именно этот факт доводил всех, с кем я пытался обсудить фильм, до белого каления. «Как ты можешь всерьез об этом говорить? - возмущались собеседники. - Как вообще можно смотреть кино, в котором речь идет о вооруженном гранатометом еноте?».

И вот на экраны выходит вторая часть «Стражей». Но, прежде чем переходить непосредственно к новинке, позвольте мне сказать пару слов о том, что вообще последнее время происходит с кинофантастикой.

Сам я родился ровно в том году, когда советская станция «Луна-17» доставила на поверхность земного спутника самый первый луноход. Поэтому в детстве фильмы о покорении космических просторов были для меня чем-то вроде священного писания. И, наверное, не только для меня, потому что фильмов таких выходило много, и были эти фильмы отменного качества. В том году, когда я пошел в школу, вышли самые первые «Звездные войны», а в том, когда школу я закончил, по американским кинотеатрам покатились «Чужие». Честно говоря, со временем школьные годы почти стерлись из моей памяти, но вот обе картины я и до сих пор помню просто отлично.

Да и как их забудешь? Снявший «Звездные войны» Джордж Лукас неоднократно рассказывал в интервью, что идея саги появилась у него после прочтения книг философа Джозефа Кемпбелла. Тот утверждал, что все мифы, все священные писания человечества, всегда говорят об одном и том же: о том, как человек обретает себя самого. Не важно, идет ли речь о Будде, Геракле, сэре Ланселоте или об Иванушке-дурачке, схема всегда одинакова. В самом начале герой мифа не знает, кто он, и живет на чужбине, но приходит момент, когда герой встречает того, кто открывает ему правду. Правда же состоит в том, что на самом деле герой (а значит, и каждый из нас) рожден от царя и сам является царем. Где-то далеко-далеко каждого из нас ждет трон - и все мифы на свете повествуют именно об этом: о том, как герой отправляется в полный опасностей путь, в финале которого обнимает давно забытого отца и надевает на голову царскую корону.

Воодушевившись идеей, Лукас взялся снимать не просто космическую стрелялку - ему хотелось создать евангелие ХХ столетия. И в каком-то смысле своей цели Лукас достиг. Его «Звездные войны» сами давно превратились в миф, и, между прочим, в уставе американского фан-клуба говорится, что подлинные поклонники «Войн» обязаны пересматривать все шесть фильмов саги ежедневно. Чтобы вы понимали: это тринадцать с лишним часов экранного времени. Но иначе - исключение из клуба.

Не менее культовым статусом пользовался и цикл про «Чужих». За этой историей какой-то особенной философии не стояло, зато сразу завораживала общая атмосфера. Прежде фильмы про космос просто сочились романтикой и оптимизмом. Но вот в «Чужом», прямо с самой первой сцены, режиссер демонстрировал нам не отважных космостранников, а людей, которые смертельно устали от бессмысленной работы... Которым хочется не подвигов и приключений, а зарплаты чуть побольше, да пивка вечером... Малосимпатичных, недалеких, порой трусливых людей... Короче говоря, он демонстрировал нас самих. И такой подход сразу перевернул все прежние представления о кинофантастике.

За право поработать на проекте конкурировали лучшие силы Голливуда: Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер. Созданная ими сага давно стала классикой уровня Шекспира или Сервантеса. Именно в «Чужих» впервые были проговорены многие темы, само собой разумеющиеся для современной культуры: от роли женщины в обществе до опасности бездумного поклонения научному прогрессу. За почти сорок лет на этих лентах выросли два поколения зрителей, так что нет ничего странного в том, что некоторое время назад на экраны стали понемногу выходить их продолжения, сиквелы, приквелы и разного рода спин-оффы.

Сперва (после почти двадцатилетнего перерыва) было снято продолжение «Чужих». Потом вышел седьмой эпизод «Звездных войн». Сказать, что я ждал их выхода, - ничего не сказать. Оставшиеся до премьеры дни я был готов отмечать дырочками, как в дембельском календарике. Но спросите меня сегодня, о чем рассказывалось в этих фильмах, и я лишь недоуменно пожму плечами. Продолжения культовых картин оказались не то чтобы плохими - они были никакими. И это, наверное, самое худшее, что только могло случиться с кинофантастикой.

Отлично помню, как в темном кинозале я рыдал и мучился, не в силах оторвать взгляд от того, как юный герой «Звездных войн» сам загоняет себя на темную сторону силы. А при воспоминании о финальной битве из второго эпизода «Чужих» у меня и до сих пор непроизвольно потеют ладони. Но вот из новых фильмов вспомнить мне не удается ничего вообще. Создатели этих картин не стали заморачиваться с философией Кемпбелла, а сняли просто очень красивое, очень динамичное кино с очень дорогими актерами и спецэффектами. Настолько красивое и динамичное, что после первой трети мне захотелось встать и уйти зала.

Знаете, что самое странное? Что копии понравились зрителям куда больше устаревших оригиналов. Именно новые «Войны» с «Чужими» стали наиболее кассовыми фильмами наступившего тысячелетия. И вот тут мы можем вернуться к кинопремьере последнего времени: на экраны вышла вторая часть «Стражей галактики».

Как и в первой части, героями картины являются енот с гранатометом, говорящее дерево, зеленая женщина в исполнении Зои Салдано и симпатичный парень, постоянно слушающий в плеере диско 1970-х. Времена, когда фантастическое кино пыталось говорить о занудных вещах типа любви, ответственности, сострадания и смысле каждого прожитого дня, окончательно ушли в прошлое. Когда в новых «Стражах галактики» на экране появляется говорящий енот, зрители в зале каждый раз громко хохочут и пытаются аплодировать.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook