Говоря аналитически

На размышления о неизменяемых прилагательных (иначе они называются аналитическими, или аналит-прилагательными) меня натолкнуло слово «аниме», заимствованное из японского языка.

С ним как будто все просто: аниме – японская анимация, отличающаяся характерной манерой изображения персонажей.

Это обыкновенное несклоняемое существительное, пришедшее из иностранного языка, вроде «кофе», «алоэ», «леди» или «кашне».

Говоря аналитически | ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com

Только сочетания «прически аниме», «одежда в стиле аниме» напоминают, что перед нами все же прилагательное, только не совсем привычное: не согласуется оно с существительным в роде, числе и падеже, не имеет степеней сравнения и кратких форм, замерло неподвижно. Интересно, что для русского языка появление таких слов – событие достаточно новое, они появляются в основном в ХХ в. (несклоняемые существительные стали известны нашему языку раньше, с XVIII – XIX вв.). Распространение неизменяемых слов связано в первую очередь с заимствованиями из иностранных языков.

Как живет такое слово? Здесь возможны варианты. Во-первых, слово может так и остаться иностранцем (в грамматическом смысле), старательно оберегая свой неизменяемый облик, принесенный из языка-источника. Характерной особенностью этих слов стало то, что они четко выбирают свое место возле существительного, с которым связаны, – в отличие от обычных прилагательных, свободно встающих то перед существительным, то после него. Ранее исследователи отмечали, что аналитические прилагательные предпочитают постпозицию, то есть стоят после существительного: «язык суахили», «цвет хаки», «кофе мокко», «картофель фри».

Усиление влияния английского языка привело к появлению таких прилагательных, стоящих перед существительным (в препозиции), и их становится все больше: «интернет-конференция», «веб-сервис», «топ-игрок». Для надежности такие слова (а «интернет», «веб» и «топ» здесь являются прилагательными) стараются прикрепиться к существительному дефисом – наверное, чтобы не растерять свою неизменяемость.

Другим вариантом вхождения неизменяемого прилагательного в язык становится его адаптация к грамматической системе: слово устраивается в языке, действуя по его законам. Возьмем слово «онлайн»: «шопинг онлайн», «просмотр фильмов онлайн», «онлайн-реклама». Казалось бы, слово нашло свое место в сочетании с существительными, пропуская их вперед или прицепляясь спереди дефисом. Но языковая система подбрасывает возможность образовать обычное, неаналитическое прилагательное: «онлайновый». И начинают появляться онлайновые словари и калькуляторы, онлайновое сообщество и голосование, онлайновая система платежей и онлайновая игра. Когда-то так же неизменяемое прилагательное «беж» (цвет беж) превратилось в «бежевый».

А возвращаясь к «одежде аниме», хочу сказать, что и с этим словом грамматическая система попробует справиться. Пока что есть разговорные попытки: «анимешные» картинки, «анимешный» макияж и «анимешная» музыка. Появились «анимешники» с «анимешностью». И все, что связано с культурой аниме, будет выглядеть «анимешно».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5626) от 21.01.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?