Государственному академическому русскому оркестру имени Андреева — 135 лет
По этому случаю коллектив отправляется на гастроли.
ФОТО Manuel Nägeli on Unsplash
Первое письменное упоминание балалайки историки отыскали в «полицейской хронике». В 1688 году двух загулявших мужиков с балалайкой привезли в Стрелецкий приказ, потому что они громко пели и «стрельцов матерно бранили». Этот случай зафиксировали в соответствующих бумагах. И вот теперь мы знаем, что на исходе XVII столетия балалайка существовала и пользовалась популярностью в народе.
Прошло двести лет, и на исходе XIX столетия народное искусство вошло в моду. В 1888 году музыкант и композитор Василий Андреев основал «Кружок любителей игры на балалайках». Именно этот момент считается датой рождения нынешнего Русского оркестра имени В. В. Андреева. И началом новой жизни русских народных инструментов — балалайки, гуслей, домры. Все они были с легкой руки Андреева усовершенствованы — так, чтобы достойно звучать в концертных залах.
С тех пор Русский (одно время — Великорусский) оркестр покорил множество вершин — объединил народные инструменты по принципу симфонического оркестра и вывел народную музыку на профессиональный уровень, выступал по всей России и в других странах, имел невообразимый успех… Но, как ни странно, до сих пор не обзавелся собственным домом. Даже по случаю солидной даты, которую отмечает концертами в лучших залах страны. Непременно — с естественной акустикой. Как говорит художественный руководитель и главный режиссер коллектива Дмитрий Хохлов, «микрофоны губят все».
В состав Русского оркестра входят сегодня балалайки разных размеров и звучаний (примы, секунды и альт, контрабас и бас), домры (малые, альтовые, басовые), а также гусли и ударные инструменты, духовые и баяны. Количество инструментов и исполнителей варьируется от 50 до 80 — в зависимости от сочинений, которые исполняются. В репертуаре — обработки народных песен и переложения произведений классической музыки, от Чайковского до Гаврилина.
«Неподготовленный зритель с трудом воспринимает симфоническую музыку, — объясняет Дмитрий Хохлов. — Искусство не подносят на блюдечке. Тут всегда нужно встречное движение, усилие… Наш оркестр воспринимается легче. Мы несем хорошую музыку и доставляем людям удовольствие».
Ближайший концерт Русского оркестра в Петербурге запланирован на 21 октября — в Концертном зале Мариинского театра. А в первой декаде октября коллектив отправится на гастроли по России. Концерты пройдут в Вологодской филармонии имени В. А. Гаврилина и Ярославской государственной филармонии. К слову, в Ярославль этот коллектив не приезжал со времен Андреева, а в Архангельске и Северодвинске, где тоже запланированы выступления, побывает впервые за всю свою историю. Поскольку программа, по мнению Дмитрия Хохлова, должна быть сюрпризом, полный список произведений, которые прозвучат, не оглашается. Известно только, что оркестр исполнит самые разные сочинения — «от первых, простых мелодий и обработок андреевского времени до сложных современных произведений». «Мы работаем на уровне, заданном Андреевым, — говорит дирижер. — Стараемся очень тщательно выбирать репертуар, и это всегда серьезная музыка».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7516) от 05.10.2023 под заголовком «Русский оркестр. Всегда серьезная музыка».




Комментарии