Госсовет уложили на пол. Как в Русском музее готовили картину к отправке

Вчера в Русском музее готовили к отправке на выставку в Третьяковскую галерею картину Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

Госсовет уложили на пол. Как в Русском музее готовили картину к отправке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Демонтаж огромного (4х8 метров) полотна занял около получаса. Бригаде такелажников, вооруженной мощными лебедками и специальным подъемником, потребовалось немало усилий, чтобы картина отошла от стены, медленно накренилась и мягко легла на пол «вниз лицом».

Процесс перемещения и хранения крупноформатных живописных произведений отработан давно. Коллективный портрет Госсовета 1901 года накатают на вал и специальным транспортом перевезут в столицу. Ту же процедуру он переживет при возвращении в наш город. Есть подробность: «родная» для картины рама останется дома. В отличие от живописи на ее перемещение реставраторы не дали добро. Третьяковской галерее придется подобрать произведению другую одежду.

Как напомнил директор Русского музея Владимир Гусев, лишь однажды картина, о которой идет речь, покидала свой зал. В 2002 году она демонстрировалась в Москве по случаю заседания нового Государственного совета. Туда она прибыла в специальном климатическом фургоне и экспонировалась в Георгиевском зале Кремля, а затем в Выставочном зале федеральных государственных архивов.

Новый визит в столицу связан с грядущим 175-летием со дня рождения Ильи Репина. Русский музей и Третьяковская галерея готовят масштабные выставки, посвященные творчеству художника. Без коллекции шедевров, хранящихся в Русском музее, представление о творчестве живописца не может быть полным.

В Москву отправятся и пробудут там с марта по август 54 живописных и 24 графических произведения. В их числе знаменитые полотна «Садко», «Бурлаки на Волге», «17 октября 1905 года», «Какой простор!», «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Важным событием станет экспонирование картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года...».

Государственный совет был учрежден 30 марта 1801 года, вскоре после восшествия на престол императора Александра I. До 1885 года он заседал в Зимнем дворце, а затем в Ротонде Мариинского дворца, где и была написана картина Репина. После 1917 года из Мариинского дворца она поступила в Музей революции, а в 1938-м заняла место в Русском музее, где для нее и сопровождающих ее этюдов отведен специальный зал.

Правительственный заказ на исполнение монументального полотна, призванного стать «памятником» к 100-летию учреждения Государственного совета, художник получил в апреле 1901 года.

Для создания группового портрета в столь короткий срок он привлек учеников - Б. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. Куликова (работавшего над левой). Центральная часть написана самим Репиным. Он документально изобразил происходящее в круглом зале, украшенном портретами прежних российских самодержцев - Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Репин был допущен к заседаниям, выполнял подготовительные эскизы и рисунки, также пользовался фотоаппаратом.

Были написаны, а затем перенесены на огромное полотно шестьдесят портретов государственных деятелей. Ни один из участников заседания не теряется среди остальных, их лица вполне узнаваемы.

Шедевр Репина привлекает внимание посетителей и высоких гостей сокровищницы отечественного искусства. В пресс-службе Русского музея хранится снимок, на котором Билл Клинтон с изумлением смотрит на творение Репина. Рассказывают, бывшего президента США поразила красота мундиров членов Государственного совета.

Зал, где экспонируется знаменитое полотно Репина, опустел ненадолго. Как обещает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, там временно выставят произведения из фондов музея, скорее всего, крупноформатные и неизвестные зрителю.

Масштабная экспозиция к юбилею Репина в Русском музее откроется в октябре и, как обещают организаторы, по составу и концепции будет отличаться от той, что уже в марте увидят москвичи в Третьяковской галерее.

И последнее. После недавнего скандала с похищением в Третьяковской галерее картины Архипа Куинджи «Ай-Петри» из собрания Русского музея возникает неизбежный вопрос: насколько безопасным будет путешествие произведений Репина из Петербурга в Москву?

Как говорит Владимир Гусев, музей - зона повышенного риска, но из произошедших неприятностей можно извлечь урок. Меры безопасности обеих выставок будут повышены, используются три уровня защиты.

#искусство #картины #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6378) от 12.02.2019 под заголовком «Госсовет уложили на пол».


Комментарии