Главная городская газета

Госпожа оформитель

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Госпожа оформитель  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Если вы смотрели фильм «Женя, Женечка и «катюша», то, наверное, помните замечательные, похожие на детские рисунки, на фоне которых под песню Булата Окуджавы «Капли датского короля» идут титры. Это рисунки Натальи Васильевой. С ними она дебютировала в кино. В феврале их можно было видеть на «Ленфильме» в зале под колоннами, где состоялась выставка, посвященная памяти замечательного художника-постановщика и художника по костюмам.

После «Жени, Женечки и «катюши» Васильева работала над картиной Глеба Панфилова «В огне брода нет», где снялась Инна Чурикова. Актриса сыграла санитарку Таню Теткину, которая помогает раненым в санитарном поезде, несущемся по России сквозь ад Гражданской войны. Свои чувства она пытается выразить в рисунках. И вот эти рисунки сделала Васильева.

Сценарист Юрий Клепиков убежден, что художницу вполне можно назвать соавтором Инны Чуриковой по созданию роли Тани Теткиной: «Рисунки, созданные Натальей Васильевой, передают глубочайшую трагедию революции».

Стилистика рисунков чем-то напоминает о работах мастера русского авангарда Павла Филонова. Неуклюжи и намеренно грубоваты фигуры и лица персонажей. Российская империя, которая казалась такой могущественной и незыблемой, обрушилась в одночасье. Мир перевернулся: первые стали последними и наоборот. Советская власть заявила о создании нового человека. Но этот человек еще словно «не пропечен», не доведен до совершенства.

Во всенародно любимом фильме Владимира Мотыля о декабристах «Звезда пленительного счастья» Наталья Васильева отвечала за костюмы. Бальные платья светских дам, николаевские шинели и блестящие кавалергардские мундиры, шубы, арестантские робы передают дух эпохи, а еще выражают характеры персонажей.

Наталья Васильева была художником-постановщиком на фильме Олега Тепцова «Господин оформитель». Этот первый в перестроечной России мистический триллер поставлен по мотивам рассказа Грина «Серый автомобиль». Главный герой фильма – Платон Андреевич, художник-декоратор. Он талантлив настолько, что даже пытается бросить вызов Творцу и улучшить созданный «этим, с нимбом» мир, будучи убежденным вслед за Микеланджело, что «удел искусства более велик, чем естества».

Васильевой надо было перевоплотиться в него, господина оформителя, а значит, сотворить невероятно красивый, эстетский предметный мир Петербурга рубежа XIX – XX веков. Картина этого мира складывается из десятков, сотней деталей, и каждую надо было выбрать из художественного наследия или придумать. Картины прерафаэлитов в квартире Платона Андреевича, старая афиша, приглашающая на выступление Валерия Брюсова, фотография в серебряной рамке, где Блок рядом с Платоном Андреевичем, длинные мундштуки из слоновой кости – все это передает стиль эпохи декаданса. И, конечно, «венец творения» – браслет в виде змеи, который господин оформитель сотворил для витрины ювелирного магазина. Не все знают, что это копия знаменитого браслета, соединенного в одно целое с перстнем, который называется «Роза руки» и создан одним из самых знаменитых художников эпохи модерн Альфонсом Мухой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook