Госпожа оформитель

Если вы смотрели фильм «Женя, Женечка и «катюша», то, наверное, помните замечательные, похожие на детские рисунки, на фоне которых под песню Булата Окуджавы «Капли датского короля» идут титры. Это рисунки Натальи Васильевой. С ними она дебютировала в кино. В феврале их можно было видеть на «Ленфильме» в зале под колоннами, где состоялась выставка, посвященная памяти замечательного художника-постановщика и художника по костюмам.

Госпожа оформитель  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После «Жени, Женечки и «катюши» Васильева работала над картиной Глеба Панфилова «В огне брода нет», где снялась Инна Чурикова. Актриса сыграла санитарку Таню Теткину, которая помогает раненым в санитарном поезде, несущемся по России сквозь ад Гражданской войны. Свои чувства она пытается выразить в рисунках. И вот эти рисунки сделала Васильева.

Сценарист Юрий Клепиков убежден, что художницу вполне можно назвать соавтором Инны Чуриковой по созданию роли Тани Теткиной: «Рисунки, созданные Натальей Васильевой, передают глубочайшую трагедию революции».

Стилистика рисунков чем-то напоминает о работах мастера русского авангарда Павла Филонова. Неуклюжи и намеренно грубоваты фигуры и лица персонажей. Российская империя, которая казалась такой могущественной и незыблемой, обрушилась в одночасье. Мир перевернулся: первые стали последними и наоборот. Советская власть заявила о создании нового человека. Но этот человек еще словно «не пропечен», не доведен до совершенства.

Во всенародно любимом фильме Владимира Мотыля о декабристах «Звезда пленительного счастья» Наталья Васильева отвечала за костюмы. Бальные платья светских дам, николаевские шинели и блестящие кавалергардские мундиры, шубы, арестантские робы передают дух эпохи, а еще выражают характеры персонажей.

Наталья Васильева была художником-постановщиком на фильме Олега Тепцова «Господин оформитель». Этот первый в перестроечной России мистический триллер поставлен по мотивам рассказа Грина «Серый автомобиль». Главный герой фильма – Платон Андреевич, художник-декоратор. Он талантлив настолько, что даже пытается бросить вызов Творцу и улучшить созданный «этим, с нимбом» мир, будучи убежденным вслед за Микеланджело, что «удел искусства более велик, чем естества».

Васильевой надо было перевоплотиться в него, господина оформителя, а значит, сотворить невероятно красивый, эстетский предметный мир Петербурга рубежа XIX – XX веков. Картина этого мира складывается из десятков, сотней деталей, и каждую надо было выбрать из художественного наследия или придумать. Картины прерафаэлитов в квартире Платона Андреевича, старая афиша, приглашающая на выступление Валерия Брюсова, фотография в серебряной рамке, где Блок рядом с Платоном Андреевичем, длинные мундштуки из слоновой кости – все это передает стиль эпохи декаданса. И, конечно, «венец творения» – браслет в виде змеи, который господин оформитель сотворил для витрины ювелирного магазина. Не все знают, что это копия знаменитого браслета, соединенного в одно целое с перстнем, который называется «Роза руки» и создан одним из самых знаменитых художников эпохи модерн Альфонсом Мухой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?