Горы манят в «Манеж»

В ЦВЗ «Манеж» открылась масштабная выставка китайского художника Цуя Жучжо - одного из самых знаменитых в Поднебесной.

Горы манят в «Манеж» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

200 работ, созданные в последние пять лет, заполнили оба этажа выставочного зала. Чтобы попасть в аванзал, надо пройти через сооруженные дизайнерами ворота темно-красного цвета, стилизованные под древние китайские храмы, а затем оставить все суетные мысли и настроиться на медитативный лад.

Впрочем, на вернисаже не получилось отринуть суету. 72-летний художник, который приехал в Петербург, чтобы лично представить выставку, много говорил о деньгах. Да и кураторы подчеркивали, что Цуй Жучжо не просто один из самых знаменитых художников современного Китая, но и один из самых дорогих.

На вопрос журналистов, почему его картины должны стоить дороже работ Пикассо и Ван Гога, Цуй Жучжо ответил довольно длинной речью об успехах экономики Китая, который по валовому продукту обогнал многие развитые европейские страны.

«Чем успешнее будет развиваться экономика Китая, тем дороже будут стоить работы китайских художников», - считает он. И добавляет, что высокие цены на картины китайцев, в том числе его самого, на мировом арт-рынке означали бы признание художественной традиции Китая.

Надо сказать, он близок к осуществлению своей мечты. Его картина «Лотос» ушла на гонконгских торгах аукциона Christie,s за 15,8 млн долларов. «Снежный пейзаж» был продан за 23,8 млн долларов. В 2015 году был поставлен очередной рекорд - серия из восьми работ «Великий снежный пейзаж горного Цзяннаня» была продана за 30 млн долларов.

Китайские художники совершили в последние годы прорыв. Чем объяснить столь высокие цены? Специалисты полагают, что одна из причин - мощная поддержка своих художников богатыми китайскими коллекционерами.

Что же касается славы, то наберется с десяток имен китайских художников, завоевавших авторитет в западном мире. Наиболее известен Ай Вэйвэй. Но он с давних пор находится в оппозиции к властям Китая, поэтому в родной стране его искусство игнорируется.

В отличие от него Цуй Жучжо вне политики. Он работает в технике гохуа, изобретенной еще в древнем Китае (живопись тушью и водяными красками), и пишет исключительно природу - безлюдные пейзажи, горы, деревья, реки, запечатленные в разные времена года. Есть картины, которые выполнены не кистью, а пальцами (это тоже традиционная техника - чжихуа).

Картины часто выглядят как импровизации, такое впечатление, что в них включены потеки краски, случайные, «неправильные» мазки. Легкое несовершенство, которое свойственно всему живому. Чем-то напоминает метод американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока, который работал, разбрызгивая краски на холст, танцуя вокруг него, подобно шаману.

Художник тяготеет к большим размерам. Рекорд в этом смысле принадлежит выставленному в «Манеже» свитку длиной почти 60 метров. Название тоже длинное: «Снег на красных кленовых деревьях лежит, а горы Сишань простираются вдаль». Куратор выставки ректор Академии художеств Семен Михайловский говорит, что 60-метровый свиток художник создал к дню рождения своей дочери: всего за три месяца.

На втором этаже выставлены растянувшиеся на 20 метров «Иллюстрации к стихам Ду Му» - китайского поэта, жившего в IX веке и известного, в частности, своей пейзажной лирикой. Они созвучны творчеству Цуй Жучжо. Почти все картины снабжены длинными названиями, звучащими, как стихи, - и это тоже традиция. Вот несколько из них, выбранные наугад: «В холодную даль устремилась дрожащая рябь на воде»; «Льют дожди, в воздухе витают ароматы трав, речной песок чист, веет весной»; «Весенний ветер кровь пьянит, леса влекут, и манят горы»; «Старое дерево висит над скалой, листья его пожухли».

Пейзажи располагают к медитации, но две сотни работ, выполненных в одном ключе, к тому же почти монохромных (преобладает серый цвет), с редкими вкраплениями медно-рыжего, сливового и синего, это многовато. Были посетители, которые жаловались на монотонность, на то, что все эти пейзажи сливаются для них в одну нескончаемую серую картину. Другие, наоборот, говорили, что чем дольше созерцаешь работы китайского мастера, переходя от одной к другой, тем спокойнее становится на душе. Как сказано в одном китайском стихотворении: «Гляжу я на горы, и горы глядят на меня, И долго глядим мы, друг другу не надоедая».

Выставка продлится до 20 сентября, после чего отправится в Москву.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5790) от 19.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?