Горы манят в «Манеж»
В ЦВЗ «Манеж» открылась масштабная выставка китайского художника Цуя Жучжо - одного из самых знаменитых в Поднебесной.
ФОТО АВТОРА
200 работ, созданные в последние пять лет, заполнили оба этажа выставочного зала. Чтобы попасть в аванзал, надо пройти через сооруженные дизайнерами ворота темно-красного цвета, стилизованные под древние китайские храмы, а затем оставить все суетные мысли и настроиться на медитативный лад.
Впрочем, на вернисаже не получилось отринуть суету. 72-летний художник, который приехал в Петербург, чтобы лично представить выставку, много говорил о деньгах. Да и кураторы подчеркивали, что Цуй Жучжо не просто один из самых знаменитых художников современного Китая, но и один из самых дорогих.
На вопрос журналистов, почему его картины должны стоить дороже работ Пикассо и Ван Гога, Цуй Жучжо ответил довольно длинной речью об успехах экономики Китая, который по валовому продукту обогнал многие развитые европейские страны.
«Чем успешнее будет развиваться экономика Китая, тем дороже будут стоить работы китайских художников», - считает он. И добавляет, что высокие цены на картины китайцев, в том числе его самого, на мировом арт-рынке означали бы признание художественной традиции Китая.
Надо сказать, он близок к осуществлению своей мечты. Его картина «Лотос» ушла на гонконгских торгах аукциона Christie,s за 15,8 млн долларов. «Снежный пейзаж» был продан за 23,8 млн долларов. В 2015 году был поставлен очередной рекорд - серия из восьми работ «Великий снежный пейзаж горного Цзяннаня» была продана за 30 млн долларов.
Китайские художники совершили в последние годы прорыв. Чем объяснить столь высокие цены? Специалисты полагают, что одна из причин - мощная поддержка своих художников богатыми китайскими коллекционерами.
Что же касается славы, то наберется с десяток имен китайских художников, завоевавших авторитет в западном мире. Наиболее известен Ай Вэйвэй. Но он с давних пор находится в оппозиции к властям Китая, поэтому в родной стране его искусство игнорируется.
В отличие от него Цуй Жучжо вне политики. Он работает в технике гохуа, изобретенной еще в древнем Китае (живопись тушью и водяными красками), и пишет исключительно природу - безлюдные пейзажи, горы, деревья, реки, запечатленные в разные времена года. Есть картины, которые выполнены не кистью, а пальцами (это тоже традиционная техника - чжихуа).
Картины часто выглядят как импровизации, такое впечатление, что в них включены потеки краски, случайные, «неправильные» мазки. Легкое несовершенство, которое свойственно всему живому. Чем-то напоминает метод американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока, который работал, разбрызгивая краски на холст, танцуя вокруг него, подобно шаману.
Художник тяготеет к большим размерам. Рекорд в этом смысле принадлежит выставленному в «Манеже» свитку длиной почти 60 метров. Название тоже длинное: «Снег на красных кленовых деревьях лежит, а горы Сишань простираются вдаль». Куратор выставки ректор Академии художеств Семен Михайловский говорит, что 60-метровый свиток художник создал к дню рождения своей дочери: всего за три месяца.
На втором этаже выставлены растянувшиеся на 20 метров «Иллюстрации к стихам Ду Му» - китайского поэта, жившего в IX веке и известного, в частности, своей пейзажной лирикой. Они созвучны творчеству Цуй Жучжо. Почти все картины снабжены длинными названиями, звучащими, как стихи, - и это тоже традиция. Вот несколько из них, выбранные наугад: «В холодную даль устремилась дрожащая рябь на воде»; «Льют дожди, в воздухе витают ароматы трав, речной песок чист, веет весной»; «Весенний ветер кровь пьянит, леса влекут, и манят горы»; «Старое дерево висит над скалой, листья его пожухли».
Пейзажи располагают к медитации, но две сотни работ, выполненных в одном ключе, к тому же почти монохромных (преобладает серый цвет), с редкими вкраплениями медно-рыжего, сливового и синего, это многовато. Были посетители, которые жаловались на монотонность, на то, что все эти пейзажи сливаются для них в одну нескончаемую серую картину. Другие, наоборот, говорили, что чем дольше созерцаешь работы китайского мастера, переходя от одной к другой, тем спокойнее становится на душе. Как сказано в одном китайском стихотворении: «Гляжу я на горы, и горы глядят на меня, И долго глядим мы, друг другу не надоедая».
Выставка продлится до 20 сентября, после чего отправится в Москву.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5790) от 19.09.2016.
Комментарии