Город, знакомый до слез
В Малом манеже (наб. канала Грибоедова, 103) открылась небольшая – 33 картины, но насыщенная смыслами, выставка «Я вернулся в мой город... Ленинград в живописи 1960 – 1980-х годов».

Игорь Суворов.
«У Тучкова моста».
Иногда капитальный ремонт в музее полезен не только техническим обновлением помещений, но и возможностью взять паузу и показать выставки, до которых обычно руки не доходят.
Именно так поступает ЦВЗ «Манеж». Пока идет реконструкция его основного пространства – Конногвардейского манежа на Исаакиевской площади в филиале на наб. канала Грибоедова последовательно показывается собрание выставочного зала с акцентом на менее известные камерные вещи – ручная и печатная графика, небольшие картины.
Выставка ленинградского пейзажа последних советских десятилетий – случай особый. Логика представления художественной жизни города тех лет потребовала привлечения произведений из частных петербургских собраний.
Куратор выставки Марина Джигарханян с известной степенью условности делит названный период на два. В 1960-е годы во времена хрущевской оттепели художники, освобожденные от обязанности пропагандировать и воспевать, передают общее настроение надежд. Таковы «Исаакиевская площадь» Георгия Татарникова, «У Тучкова моста» Игоря Суворова, «Праздничное шествие на Невском проспекте» Леонида Ткаченко.
Спустя десятилетие на смену оттепельным приходят иные, пессимистичные общественные настроения. Отражая их, художники создают пейзажи-метафоры, задавая зрителю «проклятые» вопросы о смысле существования. Этими настроениями отличаются картины «лосховцев» из знаменитой группы «Одиннадцать», произведения художников-неформалов «арефьевского круга». Назовем картину Валентины Рахиной «Таврический сад» с призрачными ускользающими фигурами людей. Фигуры статичны, но художница создает впечатление, что они куда-то спешат.
Николай Кононихин, коллекционер, предоставивший для выставки несколько картин, рассказал нашей газете, что после войны в искусстве Ленинграда появилась московская линия, идущая от «Бубнового валета». В свое время ленинградский историк искусства Лев Мочалов назвал это явление «бациллой подлинной живописи». Ее привнес Александр Осьмеркин, который преподавал в Академии художеств с 1932-го по 1947 год. Он получил приглашение, конечно, как мастер реалистической школы, от мэтра советской живописи Исаака Бродского. Это не помогло, Осьмеркина выгнали из академии «за формализм».
Но за 15 лет преподавания из его мастерской вышли Иван Годлевский, представленный на выставке пейзажем «У Львиного мостика», Виктор Тетерин («Весна. Вид на Смоленку»), Сергей Осипов («Иней. Ленинград»).
Линию цвета, его яркости, экспрессии продолжило следующее поколение художников – Завен Аршакуни, Герман Егошин и другие участники группы «Одиннадцать».
Одновременно с «Ленинградским пейзажем» на втором этаже Малого манежа, который получил название «Кабинет эстампов», открылась выставка «Ленинградский эстамп. 1920 – 1980-е гг. Из коллекции художника Алексея Парыгина». Туда стоит зайти хотя бы для того, чтобы посмотреть два оттиска – изысканный эстетский офорт «В театре» Константина Рудакова и литография Веры Матюх «Слалом». Наследница Малевича и Филонова блистательно использует свое мастерство, чтобы показать спортсменов, съезжающих с крутой горы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5374) от 12.01.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии