Главная городская газета

Город, знакомый до слез

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью
Город, знакомый до слез | Игорь Суворов.<br>«У Тучкова моста».

Игорь Суворов.
«У Тучкова моста».

В Малом манеже (наб. канала Грибоедова, 103) открылась небольшая – 33 картины, но насыщенная смыслами, выставка «Я вернулся в мой город... Ленинград в живописи 1960 – 1980-х годов».

Иногда капитальный ремонт в музее полезен не только техническим обновлением помещений, но и возможностью взять паузу и показать выставки, до которых обычно руки не доходят.

Именно так поступает ЦВЗ «Манеж». Пока идет реконструкция его основного пространства – Конногвардейского манежа на Исаакиевской площади в филиале на наб. канала Грибоедова последовательно показывается собрание выставочного зала с акцентом на менее известные камерные вещи – ручная и печатная графика, небольшие картины.

Выставка ленинградского пейзажа последних советских десятилетий – случай особый. Логика представления художественной жизни города тех лет потребовала привлечения произведений из частных петербургских собраний.

Куратор выставки Марина Джигарханян с известной степенью условности делит названный период на два. В 1960-е годы во времена хрущевской оттепели художники, освобожденные от обязанности пропагандировать и воспевать, передают общее настроение надежд. Таковы «Исаакиевская площадь» Георгия Татарникова, «У Тучкова моста» Игоря Суворова, «Праздничное шествие на Невском проспекте» Леонида Ткаченко.

Спустя десятилетие на смену оттепельным приходят иные, пессимистичные общественные настроения. Отражая их, художники создают пейзажи-метафоры, задавая зрителю «проклятые» вопросы о смысле существования. Этими настроениями отличаются картины «лосховцев» из знаменитой группы «Одиннадцать», произведения художников-неформалов «арефьевского круга». Назовем картину Валентины Рахиной «Таврический сад» с призрачными ускользающими фигурами людей. Фигуры статичны, но художница создает впечатление, что они куда-то спешат.

Николай Кононихин, коллекционер, предоставивший для выставки несколько картин, рассказал нашей газете, что после войны в искусстве Ленинграда появилась московская линия, идущая от «Бубнового валета». В свое время ленинградский историк искусства Лев Мочалов назвал это явление «бациллой подлинной живописи». Ее привнес Александр Осьмеркин, который преподавал в Академии художеств с 1932-го по 1947 год. Он получил приглашение, конечно, как мастер реалистической школы, от мэтра советской живописи Исаака Бродского. Это не помогло, Осьмеркина выгнали из академии «за формализм».

Но за 15 лет преподавания из его мастерской вышли Иван Годлевский, представленный на выставке пейзажем «У Львиного мостика», Виктор Тетерин («Весна. Вид на Смоленку»), Сергей Осипов («Иней. Ленинград»).

Линию цвета, его яркости, экспрессии продолжило следующее поколение художников – Завен Аршакуни, Герман Егошин и другие участники группы «Одиннадцать».

Одновременно с «Ленинградским пейзажем» на втором этаже Малого манежа, который получил название «Кабинет эстампов», открылась выставка «Ленинградский эстамп. 1920 – 1980-е гг. Из коллекции художника Алексея Парыгина». Туда стоит зайти хотя бы для того, чтобы посмотреть два оттиска – изысканный эстетский офорт «В театре» Константина Рудакова и литография Веры Матюх «Слалом». Наследница Малевича и Филонова блистательно использует свое мастерство, чтобы показать спортсменов, съезжающих с крутой горы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook