2Vtzqv4Hz9U

Горизонт восприятий. В Северной столице прошёл международный фестиваль современного танца

На Новой сцене им. Вс. Мейерхольда (Александринский театр) состоялся XХVI международный фестиваль современного танца OPEN LOOK.

Горизонт восприятий. В Северной столице прошёл международный фестиваль современного танца | ФОТО Олега ХАИМОВА/предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО Олега ХАИМОВА/предоставлено организаторами фестиваля

Его программа обширна, и помимо ежевечерних спектаклей, мастер-классов, организаторы фестиваля Вадим и Наталья ­Каспаровы придумали платформу открытой сцены прямо в фойе теат­ра, где начинающие хореографы могли показать свои короткие пластические опусы всем желающим. Важной частью событий стал форум деятелей современного танца. На протяжении трех дней с утра и до вечерних показов театр становился площадкой для дискуссий на сопряженные с хореографическим творчеством темы: перспективы развития танца внутри страны, международное сотрудничество, проблемы образования, поиск финансирования, специфика кинотанца и танцевальной критики. (Записи трансляций форума можно посмотреть на официальной странице Новой сцены Александринского театра.)

Статус международного в этом году вернулся и был подтвержден участием хореографов из Белоруссии, Северной Македонии и Южной Кореи. Среди отечест­венных участников были петербуржцы «Каннон Данс» и Театр Саши Кукина, Александр Шуйский с танцтеатром «всем телом» из Москвы, также Челябинский театр Ольги Пона, камерный балет «Пантера» Наиля Ибрагимова из Казани, Александр Гурвич со своей труппой из Екатеринбурга, танцевальный коллектив Materra из Тюмени и другие.

Несмотря на широкую географию фестиваля, фокус внимания постановщиков выстроен вокруг единой экзистенциальной тематики — поиска смыслов существования, общечеловеческих ценностей, свободы выбора, одиночества, быст­ротечности времени. Способы воплощения замыслов избраны весьма полярные, ведь фестиваль — экспериментальная площадка для творческого самовыражения хореографов.

Пластический спектакль «Голубка» (на снимке) по Патрику Зюскинду (режиссер Екатерина Кислова) — уникальное художест­венное переживание на стыке музыки и драмы. Исполнение студентов ГИТИСа оказалось настолько блестящим, что зрители с трудом могли поверить, что перед ними были драматические актеры, а не профессиональные танцовщики.

Перформанс «Корпускул» (от лат. «частица») в технике авангардного японского танца буто поставила Тая Савина. Абстрактное исследование телесности и окружающего пространства побуждало каждого зрителя создать свои собственные ассоциации к увиденному.

Петербургская компания современного танца «Каннон Данс» (с 2023 года преобразована в Центр развития проектов современной хореографии) приняла участие в нескольких проектах. Молодые и смелые танцовщики небольшой труппы помимо «Корпускула» освоили хореографические языки иностранных гостей фестиваля Иваны Балабановой и Суджонг Ким.

В спектакле «Вкл/Выкл» (On/Off) отразилась балканская школа современного танца. Танец Иваны отличают острота и законченность движения, эффектная работа рук, соединение различных техник. Под музыку итальянца Алессандро Олла, аккомпанировавшего артис­там на микшерном пульте, танцовщики погружались в пространство социальных медиа, а точнее — осмысляли, каким уязвимым становится человек под их воздействием. Страх, тревога, сомнения, депрессивные состояния, подавленные эмоции, синдром упущенной возможности — лишь некоторые последствия от тотального вовлечения психики в паутину виртуальных социальных связей. Как найти баланс, уравновесить эмоции и чувства?

Торжество противоречий показала другая работа — «Парадоксы» в постановке кореянки Суджонг Ким, хореографа именитой танцевальной компании Израиля Kibbutz Contemporary Dance Company. Хореографический стиль Суджонг основан на соединении различных техник, на выразительных и динамичных движениях, осознанности и музыкальности.

Помимо двух сольных работ Compliment of life и Querencia, показанных в один вечер, Суджонг Ким представила премьеру, созданную специально для танцовщиков «Каннон Данс» всего за две недели пребывания в Петербурге. Новый спектакль — это пластический рассказ о внут­ренних конфликтах каждого человека: общественного успеха и личного одиночества, свободы творческого проявления и зависимости от чужих оценок, традиций и новаторства.

Смысловой и хореографический парадоксы основаны на музыкальном сопровождении, где хорошо знакомые всем мелодии из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Жизели» А. Адана звучат вперемешку с хитами мировой поп-эстрады. В таком соединении нет насмешки или проявления неуважения к наследию, как могло бы показаться на первый взгляд. Это лишь способ более остро и красноречиво подчеркнуть все многообразие и противоречия жизни современного человека.

В целом фестиваль OPEN LOOK со своими задачами справляется. Формирует многомерность восприятия, задает вопросы, тренирует опыт насмотренности и напоминает нам, как иногда важно отринуть предрассудки и научиться смотреть на мир хореографии открытым взглядом.

Читайте также:

Театр им. Ленсовета открыл свой 91‑й сезон

В филиале Музея городской скульптуры работает выставка «Памятники не стоят на месте»


#фестиваль #Александринский театр #танцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7744) от 09.09.2024 под заголовком «Горизонт восприятий».


Комментарии