Горельеф Мефистофеля стал экспонатом в Центре культурного наследия имени Пиотровского

Горельеф с изображением Мефистофеля пополнил постоянную экспозицию «История движения в защиту Петербурга» в Центре культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского на Захарьевской улице, 14.

Горельеф Мефистофеля стал экспонатом в Центре культурного наследия имени Пиотровского  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Семь лет назад цементный горельеф, находившийся на фасаде жилого дома на Лахтинской улице, 24, был сбит вандалом. Здание, известное как дом архитектора Александра Лишневского, было построено в 1911 – 1912 годах в стиле модерн по проекту владельца дома, оно является объектом культурного наследия, поэтому делом Мефистофеля занялись правоохранительные органы и вскоре нашли на помойке мешок с мелкими фрагментами скульптуры. На языке официальных документов КГИОП и полицейских протоколов сбитый объект называется «рельеф с изображением антропоморфного фольклорного существа с крыльями летучей мыши». В народе он всегда назывался «Мефистофель».

После того как были завершены все юридические процедуры, а вандал понес наказание, Мефистофель перестал быть «вещественным доказательством». По инициативе потомков Лишневского и руководства Петербургского отделения ВООПИиК при содействии КГИОП все фрагменты горельефа были переданы на хранение в ВООПИиК. С тем чтобы в дальнейшем демонстрировать их публике и призывать беречь архитектуру старого Петербурга.

Но, прежде чем Мефистофель занял свое место в экспозиции, потребовалась кропотливая работа. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» скульп­тор и реставратор Павел Игнатьев, автор «сборки» горельефа, были изучены все доступные фотографии здания. Затем с помощью естественного и искусственного интеллекта была создано изображение Мефистофеля в натуральную величину. Его распечатали и выложили на него примерно половину из ста сохранившихся фрагментов. Остальные оказались настолько мелкими, что установить их точное местонахождение просто невозможно. На одном из фрагментов видна монограмма «А Л». Как говорят историки архитектуры, совсем не обязательно имеется в виду Александр Лишневский. Возможно, это неизвестный пока скульптор — автор горельефа.

Скульптура стала центром небольшой экспозиции «Мефистофель с Лахтинской улицы». Как рассказал нашей газете Леонид Корниевский, потомок Лишневского, в семейном архиве хранится фотография известного пиктореалиста Мирона Шерлинга, изображающая Федора Шаляпина в роли Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто. Снимок относится к началу 1910‑х годов. Возможно, знаменитый певец послужил прототипом для горельефа: наблюдается портретное сходство. Фотография, скорее всего, сделана после завершения строительства дома. Но Шаляпин исполнял партию Мефистофеля и гораздо раньше.

Недавно появилась надежда на воссоздание горельефа. Как рассказал Алексей Ломовцев, представитель петербургского Фонда капитального ремонта, проектирование реставрации фасада дома Лишневского завершится в этом году, сами работы запланированы на следующий. Антон Иванов, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, обещает предоставить все имеющиеся материалы для воссоздания горельефа. И в первую очередь — 3D-модель Мефистофеля, выполненную весной методами лазерного сканирования.

Посещение Центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского бесплатное, но только в составе экскурсионной группы. Подробности — на сайте программы «Открытый город».


#экспозиция #экспонат #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7304) от 23.11.2022 под заголовком «Вещдок стал музейным экспонатом».


Комментарии