Горельеф Мефистофеля стал экспонатом в Центре культурного наследия имени Пиотровского

Горельеф с изображением Мефистофеля пополнил постоянную экспозицию «История движения в защиту Петербурга» в Центре культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского на Захарьевской улице, 14.

Горельеф Мефистофеля стал экспонатом в Центре культурного наследия имени Пиотровского  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Семь лет назад цементный горельеф, находившийся на фасаде жилого дома на Лахтинской улице, 24, был сбит вандалом. Здание, известное как дом архитектора Александра Лишневского, было построено в 1911 – 1912 годах в стиле модерн по проекту владельца дома, оно является объектом культурного наследия, поэтому делом Мефистофеля занялись правоохранительные органы и вскоре нашли на помойке мешок с мелкими фрагментами скульптуры. На языке официальных документов КГИОП и полицейских протоколов сбитый объект называется «рельеф с изображением антропоморфного фольклорного существа с крыльями летучей мыши». В народе он всегда назывался «Мефистофель».

После того как были завершены все юридические процедуры, а вандал понес наказание, Мефистофель перестал быть «вещественным доказательством». По инициативе потомков Лишневского и руководства Петербургского отделения ВООПИиК при содействии КГИОП все фрагменты горельефа были переданы на хранение в ВООПИиК. С тем чтобы в дальнейшем демонстрировать их публике и призывать беречь архитектуру старого Петербурга.

Но, прежде чем Мефистофель занял свое место в экспозиции, потребовалась кропотливая работа. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» скульп­тор и реставратор Павел Игнатьев, автор «сборки» горельефа, были изучены все доступные фотографии здания. Затем с помощью естественного и искусственного интеллекта была создано изображение Мефистофеля в натуральную величину. Его распечатали и выложили на него примерно половину из ста сохранившихся фрагментов. Остальные оказались настолько мелкими, что установить их точное местонахождение просто невозможно. На одном из фрагментов видна монограмма «А Л». Как говорят историки архитектуры, совсем не обязательно имеется в виду Александр Лишневский. Возможно, это неизвестный пока скульптор — автор горельефа.

Скульптура стала центром небольшой экспозиции «Мефистофель с Лахтинской улицы». Как рассказал нашей газете Леонид Корниевский, потомок Лишневского, в семейном архиве хранится фотография известного пиктореалиста Мирона Шерлинга, изображающая Федора Шаляпина в роли Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто. Снимок относится к началу 1910‑х годов. Возможно, знаменитый певец послужил прототипом для горельефа: наблюдается портретное сходство. Фотография, скорее всего, сделана после завершения строительства дома. Но Шаляпин исполнял партию Мефистофеля и гораздо раньше.

Недавно появилась надежда на воссоздание горельефа. Как рассказал Алексей Ломовцев, представитель петербургского Фонда капитального ремонта, проектирование реставрации фасада дома Лишневского завершится в этом году, сами работы запланированы на следующий. Антон Иванов, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, обещает предоставить все имеющиеся материалы для воссоздания горельефа. И в первую очередь — 3D-модель Мефистофеля, выполненную весной методами лазерного сканирования.

Посещение Центра культурного наследия имени академика Б. Б. Пиотровского бесплатное, но только в составе экскурсионной группы. Подробности — на сайте программы «Открытый город».


#экспозиция #экспонат #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7304) от 23.11.2022 под заголовком «Вещдок стал музейным экспонатом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?