Голова пережила войну
Петербуржцы, участвующие в городской программе экскурсий, лекций и квестов «Открытый город», совершили первые поездки в дворцово-парковый ансамбль Сергиевка.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Даже тот, кто никогда там не был, слышал про каменную «Голову», которую юный Пушкин сделал персонажем поэмы «Руслан и Людмила». Краеведы спорят о происхождении скульптуры. Автор экскурсии Дмитрий Осипов, доктор наук, более 30 лет руководивший Биологическим институтом ЛГУ (он расположен в Сергиевке), считает, что скульптура была вырублена в память о фельдмаршале Петре Румянцеве-Задунайском. Полководец владел усадьбой в XVIII веке, она получила название в честь его сына Сергея, который в итоге продал усадьбу за карточные долги.
Дворец построен в 1842 году по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера для дочери Николая Первого Марии и ее мужа герцога Лейхтенбергского. Один из первых очевидцев так писал об этой постройке известного зодчего: «Все проезжающие и проходящие мимо любуются и наслаждаются очаровательным видом дворца. В летнее время, когда этот дворец, окруженный роскошными деревьями, кустарниками и цветами, бывает обвит гирляндами зелени, он представляет что-то необыкновенно прекрасное, свежее, легкое! Простая, но изящная его архитектура совершенно соответствует всему окружающему».
В мае 1918 года в Сергиевке открылась «Детская коммуна», как после революции называли воспитательные колонии, а рядом был создан совхоз. Но советским органам охраны памятников уже в 1920 году удалось «пролоббировать» передачу дворца и парка Петроградскому университету для создания Биологического института как базы для студенческой практики и научной работы.
Во время Великой Отечественной войны усадьба оказалась на линии обороны Ораниенбаумского плацдарма. Погибли здания, скульптура, фонтаны... Восстановление дворца было завершено только в 1964 году, но и сейчас в руинах остается Екатерининская церковь и здание водоподающей машины, которая питала здешние фонтаны.
Дмитрий Осипов показывает парадные залы дворца и плоды своих изысканий. В 1960 году он нашел среди руин скульптуру Ивана Витали «Венера, снимающая сандалию». Через много лет она была отреставрирована. Похожая судьба у двух каменных ваз, найденных на территории усадьбы.
Ансамбль Сергиевки входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, на ее территории расположено более 20 памятников архитектуры и ландшафтного искусства. Настанет ли время, когда ее будут показывать наравне со знаменитыми соседями?
Материалы рубрики
Пешие инспекторы начали контролировать платные парковки Петербурга
В Петербурге обустроят 55 общественных пространств в 2023 году
Дровосек с горячим сердцем. Что можно увидеть в Парке современной скульптуры на улице Правды?
Реставрация парка «Монрепо» в Выборге завершается
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии