Голоса cеверной Венеции

До конца августа в римско-католическом храме Святого Станислава, находящемся в Коломне, каждые выходные звучат концерты II летнего международного органного фестиваля Vox Venetia Nordica. Уже третий сезон для всех желающих здесь по субботам и воскресеньям выступают известные органисты России и других стран Европы и Америки. Организаторы концертов – две молодые концертирующие органистки лауреаты многочисленных музыкальных конкурсов Екатерина МАРИШКИНА и Мария ЛЕБЕДЕВА. Воспитанницы Санкт-Петербургской консерватории поговорили с корреспондентом о любви к музыке, которая объединяет людей.

Голоса cеверной Венеции | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

– Как получилось, что вы стали заниматься общедоступными концертами в католическом храме?

Екатерина Маришкина: – Это была инициатива настоятеля прихода отца Кшиштофа Пожарского, в прошлом году отметившего 25 лет своего священства. Он с раннего детства не мыслит жизни без органной музыки – его отец был сельским церковным органистом. В храмах Европы, Америки и Азии проходят крупные органные фестивали, и это – традиция. Отец Кшиштоф решил попробовать организовать в своем приходе нечто подобное. Мы же с Марией по его приглашению решили попробовать себя в качестве организаторов.

Мария Лебедева: – Несколько лет назад здесь появился инструмент, который позволил развивать концертную деятельность, а не только сопровождать богослужения. Наш профессор, у которого мы вместе с Катей учились, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий посоветовал отцу Кшиштофу обратиться к нам. Зарецкий очень много делает для развития органной культуры в России. Благодаря его энтузиазму и преданности любимому делу в нашей стране появляются новые и реставрируются уже установленные органы. Например, во многом благодаря его содействию пять лет назад в петербургской Консерватории появился новый уникальный инструмент.

– Вы организовали фестиваль, чтобы привлечь публику. Получилось?

М. Л.: – Экономический кризис, безусловно, влияет на заполняемость зала. Но ведь и другие залы столкнулись с подобной проблемой. В целом мы довольны – порой приходится даже ставить дополнительные стулья. В феврале на концерте в День святого Валентина на выступление органистки Елены Антипиной пришло столько народу, что ей пришлось дать два концерта подряд вместо заявленного одного.

Е. М.: – Очень разные люди приходят к нам. Это ведь светские концерты, хотя, конечно, инструмент располагает к определенному настрою. Пространство храма создает совершенно особую энергетику, отличную от ауры концертного зала.

М. Л.: – Музыка помогает сблизить людей. Музыканты общаются между собой вне зависимости от внешней политики. А органисты – особая каста. Они очень дружат друг с другом, в нашем деле как будто отсутствует конкуренция. Я это заметила еще во время учебы, когда мы ездили в разные города мира, знакомились с культурой стран, изучали органы. В каждой церкви нас очень радушно встречали, некоторые знакомства переросли в настоящую крепкую дружбу.

– Мне кажется, органисты – какие-то святые люди, которые совсем не думают о деньгах.

М. Л. (смеется): – Мы действительно проводим большую часть своей жизни в церквях, где иногда приходится репетировать по ночам. Но и нам надо заботиться о хлебе насущном. Стараемся развиваться, чтобы нас приглашали играть чаще, и постепенно концертная деятельность начинает приносить свои плоды. Мы активно участвуем в конкурсах, чтобы сделать имя, как и прочие музыканты-инструменталисты, да и звезд органных немало, они также собирают полные залы. Многие органисты преподают, как мы с Екатериной. Другие служат штатными органистами в храмах.

В России орган никогда не был традиционным инструментом, как в Европе. Только с середины XIX века в нашей стране стала активно развиваться органная школа. Сначала к нам приезжали европейские органисты, преподавали и передавали исполнительские традиции, а российские музыканты уезжали учиться за рубеж. Сейчас тоже практически все наши молодые органисты помимо обучения на родине стремятся продолжить обучение в Европе. В России все-таки недостаточное количество органов, а самый лучший способ приспосабливаться к различным инструментам – играть как можно чаще в разных местах. Ведь в Европе даже в самом маленьком городе обязательно будет орган.

– Как вы лично увлеклись органом?

Е. М.: – У меня все началось с искренней увлеченности музыкой Баха. Потом, еще в годы учебы в музыкальном колледже, произошла встреча с клавесином. Ну и как кульминация, некий итог – поступление в класс органа.

М. Л.: – А я училась в музыкальном лицее по классу фортепиано, у нас был органный факультатив. Занималась органом с двенадцати лет, сначала в дополнение к фортепиано, а потом все поменялось, и в Консерватории я уже училась как органистка.

– Помимо ваших концертов где еще люди могут практически безвозмездно соприкоснуться с этой удивительной музыкой?

Е. М.: – Таких мест немало, это кирхи Зеленогорска и Гатчины, лютеранская церковь Святой Екатерины на Васильевском острове и многие другие храмы.

М. Л.: – Кроме органа я еще играю на карильоне, в том числе в рамках летнего карильонного фестиваля в Петропавловской крепости, который могут посетить все желающие. Мне приходилось общаться со многими лютеранскими и католическими священниками. Некоторые из них активно развивают концертную деятельность в своих храмах, некоторые с предубеждением относятся к светским инициативам в церковном пространстве. Я считаю, что главное – заинтересованность служителей церкви в том, чтобы храм был еще и местом, куда люди приходят, чтобы послушать хорошую музыку.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5730) от 27.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.