Голос трудной эпохи
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения оперной певицы Ольги Андреевой. В ее судьбе отразились многие эпохальные события XX века. В Великую Отечественную она, студентка Консерватории, пела в госпиталях и на передовой. В шестидесятые создала знаменитый ансамбль «Целинник». Дала больше тысячи шефских концертов: ее хрустальный голос звучал в Казахстане и Сибири, на Крайнем Севере и, конечно, в родном Ленинграде.

ФОТО donatas1205/shutterstock.com
Война началась, когда Ольга окончила четыре курса вокального отделения Консерватории. От эвакуации в Ташкент отказалась. Не раздумывая, вошла в состав концертной студенческой бригады. Так что ее первыми подмостками стали импровизированные сцены в госпиталях, бомбоубежищах, на передовой – особенно часто выступали на Пулковских высотах. Скрипач Дмитрий Круценко играл на балалайке, пианист Борис Потапов брал с собой баян, Ольга Андреева исполняла песни и романсы. Пациенты госпиталей подолгу просили бисировать, повторить «Прощай, любимый город» или «Иди, любимый мой, на бой». Ветераны 42-й армии, когда-то слушавшие Ольгу Андрееву на подступах к Ленинграду, потом каждый год 9 мая обязательно поздравляли ее с Днем Победы.
К началу шестидесятых вокальная карьера Ольги Андреевой набрала обороты. Она исполняла ведущие роли в Малом оперном театре, ее коронной партией была Тоска. В 1962-м через газету Андреева обратилась к коллегам с призывом «Нас ждут на целине». И пожертвовала статусом солистки, комфортом большого города, приличной зарплатой, уехав в Целиноград. Там она создала ансамбль песни и танца «Целинник», который вскоре стали называть русским чудом, а Ольгу Давыдовну – народной артисткой целины. 130 человек – комбайнеры, слесари, штукатуры, телеграфистки – осваивали нотную грамоту, танцевальные па. «Русское чудо» родилось через семь месяцев многочасовых занятий, репетиций. Бульдозерист Аркадий Суворов пел арию Жермона из «Травиаты». В вокальном репертуаре ансамбля были и народные песни. Его участники также танцевали, играли на музыкальных инструментах. Зрители не верили, что на сцене – самодеятельные артисты. Ансамбль триумфально выступал не только на целине – в Москве и других городах. А несколько его участников впоследствии окончили консерватории и музыкальные училища.
Вернувшись в Ленинград, Ольга Андреева продолжила сольные выступления и поездки по стране. Ее сопрано слышали строители Красноярской ГЭС, Норильска, Абакана, Ачинска и многих других мест. Тоска, Татьяна, Марица, Сильва – в этих партиях, а особенно в романсах, раскрывались необыкновенная теплота и сердечность голоса Андреевой. На бис она пела старинные русские романсы. Ольга Давыдовна признавалась, что любимый из них – «Уйди». Тысячный шефский концерт певица дала в своей родной 69-й средней школе. Во время войны там находился госпиталь, и юная студентка Консерватории пела для раненых.
Ольги Давыдовны Андреевой не стало 7 мая 2007 года. За несколько лет до этого она передала в дар ветеранам огромную коллекцию пластинок, на некоторых из них записан ее голос. Как и десятилетия назад, он волнует сердца слушателей.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (5504) от 21.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии