Голос Надежды

Дебютантка Надежда Кучер в двух концертах в Большом и Малом залах покорила публику красотой и техникой своего лирического сопрано.

Голос Надежды | ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

В последние годы Надежду можно чаще встретить на европейских сценах - в Берлине, Женеве или Тулузе. В Петербурге она бывает редко, но, по ее признанию, хотела бы приезжать чаще (еще и для того чтобы встретиться с любимым педагогом - Тамарой Дмитриевной Новиченко, давшей ей прочную вокальную школу и творческую жизнестойкость). Надежда училась в петербургской Консерватории, там же на сцене театра делала свои первые шаги оперной певицы, после чего была ангажирована в Михайловский театр. Спела там Виолетту в «Травиате», Оскара в «Бале-маскараде» Верди и Евдокию в «Иудейке» Галеви. Из Михайловского Надежда Кучер умчалась в Пермский театр оперы и балета, солисткой которого является по сей день. Там состоялся ее творческий роман с маэстро Теодором Курентзисом, и за участие в двух его проектах - современной опере «Медеяматериал» Паскаля Дюсапена и «Королеве индейцев» Перселла - певица дважды получила премию «Золотая маска».

Мир же узнал ее имя после того, как в июне прошлого года Надежда получила «Гран-при» на одном из самых престижных вокальных состязаний мира - международном конкурсе оперных певцов BBC в Кардиффе. Там она, урожденная минчанка, представляла родную Белоруссию.

Удачно складывающаяся оперная карьера молодой певицы во многом зависит от того, что она старается выдерживать очень разумный ритм ангажементов. В свежести, тонусе и чистоте ее вокала можно было убедиться сначала на сольном концерте в Малом зале, а затем - в Большом вокальном цикле «Семь ранних песен» Антона Берга в сопровождении заслуженного коллектива под управлением Иона Марина.

Изысканную программу сольного вечера Надежда составила из любимых арий Россини, Шарпантье и Беллини в первом отделении и романсов Листа, Чайковского и Рахманинова - во втором. Концерт открыла сцена Матильды из начала II действия «Вильгельма Телля» Россини. В арии «Темного леса таинственный кров», полной романтического трепета, ее бельканто завораживало полнозвучием и плавностью линий. Пианист Дмитрий Павлий превращал рояль в оркестр, умудряясь при этом сохранять интимную доверительность тона.

Плавным контрастом стала ария Аменаиды из ранней героической оперы «Танкред», сочиненной 21-летним Россини. Абсолютный раритет на российской сцене, эта опера, как и ария Аменаиды, дает представление о Россини как модернизаторе традиций старых мастеров. Пианист с певицей устроили настоящее состязание кто быстрей, но, к чести джентльмена, оба пришли к финалу победителями. Ни один из них не потерял ни одной нотки, виртуозно сливаясь в «дуэте согласия». В четырех песнях Листа на стихи Гюго певица блеснула отлично прозвучавшими немецкими согласными.

Зная, как обожают почитатели Малого зала жанр русского романса, нетрудно было представить, каким отдохновением для них стали «родные напевы». Два маленьких блока романсов Чайковского и Рахманинова были составлены как композиции. «Колыбельная» заставила прослезиться - настолько проникновенно звучали беспредельно нежные, идеально артикулированные фразы. «День ли царит» прозвучал в неожиданно быстром темпе, как гимн жизни. А пять романсов Рахманинова порадовали символистским любованием воображаемой действительностью.

Наконец, «Семь ранних песен» Альбана Берга для голоса с оркестром (1905 - 1908) оказались щедрым подарком меломанам. В отличие от «слепой» программки в Малом Большой зал тщательно подготовился, напечатав тексты стихов Гауптманна, Ленау, Шторма, Рильке и других поэтов, без которых понимание музыки Берга затруднительно. Законодатель новой моды, Берг демонстрировал безграничные перспективы союза музыки и слова. Оркестр под управлением Иона Марина не сразу установил баланс с голосом, распутывая прихотливые линии партитуры. Но певица горделиво и вместе с тем скромно от начала и до конца несла свой голос сквозь оркестровые туманы, подобно душе, летящей навстречу солнцу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.