Голос Надежды

Дебютантка Надежда Кучер в двух концертах в Большом и Малом залах покорила публику красотой и техникой своего лирического сопрано.

Голос Надежды | ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

В последние годы Надежду можно чаще встретить на европейских сценах - в Берлине, Женеве или Тулузе. В Петербурге она бывает редко, но, по ее признанию, хотела бы приезжать чаще (еще и для того чтобы встретиться с любимым педагогом - Тамарой Дмитриевной Новиченко, давшей ей прочную вокальную школу и творческую жизнестойкость). Надежда училась в петербургской Консерватории, там же на сцене театра делала свои первые шаги оперной певицы, после чего была ангажирована в Михайловский театр. Спела там Виолетту в «Травиате», Оскара в «Бале-маскараде» Верди и Евдокию в «Иудейке» Галеви. Из Михайловского Надежда Кучер умчалась в Пермский театр оперы и балета, солисткой которого является по сей день. Там состоялся ее творческий роман с маэстро Теодором Курентзисом, и за участие в двух его проектах - современной опере «Медеяматериал» Паскаля Дюсапена и «Королеве индейцев» Перселла - певица дважды получила премию «Золотая маска».

Мир же узнал ее имя после того, как в июне прошлого года Надежда получила «Гран-при» на одном из самых престижных вокальных состязаний мира - международном конкурсе оперных певцов BBC в Кардиффе. Там она, урожденная минчанка, представляла родную Белоруссию.

Удачно складывающаяся оперная карьера молодой певицы во многом зависит от того, что она старается выдерживать очень разумный ритм ангажементов. В свежести, тонусе и чистоте ее вокала можно было убедиться сначала на сольном концерте в Малом зале, а затем - в Большом вокальном цикле «Семь ранних песен» Антона Берга в сопровождении заслуженного коллектива под управлением Иона Марина.

Изысканную программу сольного вечера Надежда составила из любимых арий Россини, Шарпантье и Беллини в первом отделении и романсов Листа, Чайковского и Рахманинова - во втором. Концерт открыла сцена Матильды из начала II действия «Вильгельма Телля» Россини. В арии «Темного леса таинственный кров», полной романтического трепета, ее бельканто завораживало полнозвучием и плавностью линий. Пианист Дмитрий Павлий превращал рояль в оркестр, умудряясь при этом сохранять интимную доверительность тона.

Плавным контрастом стала ария Аменаиды из ранней героической оперы «Танкред», сочиненной 21-летним Россини. Абсолютный раритет на российской сцене, эта опера, как и ария Аменаиды, дает представление о Россини как модернизаторе традиций старых мастеров. Пианист с певицей устроили настоящее состязание кто быстрей, но, к чести джентльмена, оба пришли к финалу победителями. Ни один из них не потерял ни одной нотки, виртуозно сливаясь в «дуэте согласия». В четырех песнях Листа на стихи Гюго певица блеснула отлично прозвучавшими немецкими согласными.

Зная, как обожают почитатели Малого зала жанр русского романса, нетрудно было представить, каким отдохновением для них стали «родные напевы». Два маленьких блока романсов Чайковского и Рахманинова были составлены как композиции. «Колыбельная» заставила прослезиться - настолько проникновенно звучали беспредельно нежные, идеально артикулированные фразы. «День ли царит» прозвучал в неожиданно быстром темпе, как гимн жизни. А пять романсов Рахманинова порадовали символистским любованием воображаемой действительностью.

Наконец, «Семь ранних песен» Альбана Берга для голоса с оркестром (1905 - 1908) оказались щедрым подарком меломанам. В отличие от «слепой» программки в Малом Большой зал тщательно подготовился, напечатав тексты стихов Гауптманна, Ленау, Шторма, Рильке и других поэтов, без которых понимание музыки Берга затруднительно. Законодатель новой моды, Берг демонстрировал безграничные перспективы союза музыки и слова. Оркестр под управлением Иона Марина не сразу установил баланс с голосом, распутывая прихотливые линии партитуры. Но певица горделиво и вместе с тем скромно от начала и до конца несла свой голос сквозь оркестровые туманы, подобно душе, летящей навстречу солнцу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?