Голос Надежды
Дебютантка Надежда Кучер в двух концертах в Большом и Малом залах покорила публику красотой и техникой своего лирического сопрано.

ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии
В последние годы Надежду можно чаще встретить на европейских сценах - в Берлине, Женеве или Тулузе. В Петербурге она бывает редко, но, по ее признанию, хотела бы приезжать чаще (еще и для того чтобы встретиться с любимым педагогом - Тамарой Дмитриевной Новиченко, давшей ей прочную вокальную школу и творческую жизнестойкость). Надежда училась в петербургской Консерватории, там же на сцене театра делала свои первые шаги оперной певицы, после чего была ангажирована в Михайловский театр. Спела там Виолетту в «Травиате», Оскара в «Бале-маскараде» Верди и Евдокию в «Иудейке» Галеви. Из Михайловского Надежда Кучер умчалась в Пермский театр оперы и балета, солисткой которого является по сей день. Там состоялся ее творческий роман с маэстро Теодором Курентзисом, и за участие в двух его проектах - современной опере «Медеяматериал» Паскаля Дюсапена и «Королеве индейцев» Перселла - певица дважды получила премию «Золотая маска».
Мир же узнал ее имя после того, как в июне прошлого года Надежда получила «Гран-при» на одном из самых престижных вокальных состязаний мира - международном конкурсе оперных певцов BBC в Кардиффе. Там она, урожденная минчанка, представляла родную Белоруссию.
Удачно складывающаяся оперная карьера молодой певицы во многом зависит от того, что она старается выдерживать очень разумный ритм ангажементов. В свежести, тонусе и чистоте ее вокала можно было убедиться сначала на сольном концерте в Малом зале, а затем - в Большом вокальном цикле «Семь ранних песен» Антона Берга в сопровождении заслуженного коллектива под управлением Иона Марина.
Изысканную программу сольного вечера Надежда составила из любимых арий Россини, Шарпантье и Беллини в первом отделении и романсов Листа, Чайковского и Рахманинова - во втором. Концерт открыла сцена Матильды из начала II действия «Вильгельма Телля» Россини. В арии «Темного леса таинственный кров», полной романтического трепета, ее бельканто завораживало полнозвучием и плавностью линий. Пианист Дмитрий Павлий превращал рояль в оркестр, умудряясь при этом сохранять интимную доверительность тона.
Плавным контрастом стала ария Аменаиды из ранней героической оперы «Танкред», сочиненной 21-летним Россини. Абсолютный раритет на российской сцене, эта опера, как и ария Аменаиды, дает представление о Россини как модернизаторе традиций старых мастеров. Пианист с певицей устроили настоящее состязание кто быстрей, но, к чести джентльмена, оба пришли к финалу победителями. Ни один из них не потерял ни одной нотки, виртуозно сливаясь в «дуэте согласия». В четырех песнях Листа на стихи Гюго певица блеснула отлично прозвучавшими немецкими согласными.
Зная, как обожают почитатели Малого зала жанр русского романса, нетрудно было представить, каким отдохновением для них стали «родные напевы». Два маленьких блока романсов Чайковского и Рахманинова были составлены как композиции. «Колыбельная» заставила прослезиться - настолько проникновенно звучали беспредельно нежные, идеально артикулированные фразы. «День ли царит» прозвучал в неожиданно быстром темпе, как гимн жизни. А пять романсов Рахманинова порадовали символистским любованием воображаемой действительностью.
Наконец, «Семь ранних песен» Альбана Берга для голоса с оркестром (1905 - 1908) оказались щедрым подарком меломанам. В отличие от «слепой» программки в Малом Большой зал тщательно подготовился, напечатав тексты стихов Гауптманна, Ленау, Шторма, Рильке и других поэтов, без которых понимание музыки Берга затруднительно. Законодатель новой моды, Берг демонстрировал безграничные перспективы союза музыки и слова. Оркестр под управлением Иона Марина не сразу установил баланс с голосом, распутывая прихотливые линии партитуры. Но певица горделиво и вместе с тем скромно от начала и до конца несла свой голос сквозь оркестровые туманы, подобно душе, летящей навстречу солнцу.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.
Комментарии