Голос из тупика. Рецензия на фильм «Завод» Юрия Быкова

После пресс-показа фильма «Завод» режиссер Юрий Быков назвал свою новую ленту «вестерном». При всем уважении к праву режиссера самому окрестить свое детище, вряд ли такая формулировка подходит к нашим реалиям. Вестерн - по крайней мере американский - это всегда открытые территории, на которых рано или поздно устанавливается закон нового государства. Или не устанавливается. Но победителя - он же «положительный герой» - всегда определить можно. А что имеем у нас?

Голос из тупика. Рецензия на фильм «Завод» Юрия Быкова |

Да все уже давно и несколько раз поделено, как показали еще в начале нового века Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов в «Магнитных бурях» (2003)! Отчаявшимся людям, работающим на чуть ли не единственном градообразующем предприятии, поскольку идти больше некуда, остается еще раз попробовать отнять и переделить: не завод, а хотя бы деньги. Тут еще и собственник-бизнесмен Калугин решил обанкротить место работы, чтобы продать его, тем самым лишив работяг последнего. Поэтому рабочие решают - надо похитить гада. Пусть вернет, что должен отдать, тогда отпустим. Хотелось бы, конечно, по справедливости и без крови...

Идти на правое дело, пусть и с неправыми средствами, - это из другой жизни, где было родное кино с Деточкиным, где был какой-никакой закон. Но кто прав сегодня, в нашем мире «пост» и «нео», где Деточкина, советского Робина Гуда, к счастью, еще не забыли, - поди сейчас разбери.

А надо. Отсюда пристальный интерес общественности к «Заводу» - вдруг режиссер скажет что-нибудь новое, допустим, вернет надежду. Об этом примерно и говорили на пресс-показе и до, и после - с чувством благодарности автору, продюсерам и актерам. Особенно Андрею Смолякову, блистательно сыгравшему роль Калугина, «человека силы», давно уже существующего по ту сторону добра и зла. О герое Дениса Шведова по кличке Седой, получившем непосредственный боевой опыт в горячих точках (он-то и предложил будущим подельникам временно похитить Калугина, привыкшего творить беззаконие чужими руками, и вернуть свои деньги) речь впереди.

Хронологически лента автора фильмов «Жить», «Майор» и «Дурак» попала в очередное межвременье. Иначе говоря - в промежуток между мыслью и действием. Когда разнообразные силы общества уверяют, что вокруг все горит, и вдруг полыхнет до неба, но это явное преувеличение - горит еще не везде. Ну ничего, это у нас быстро... И все же Седой предлагает героям ленты действовать, когда постепенно, на этом сюжет картины и строится, терять конкретным людям становится нечего. Надо ли доводить их до края? И правы ли они сами, в итоге отступив, чтобы не идти до конца, тем самым продлив иллюзию, что можно выйти из социального тупика, если даже сами себя туда загнали, послушались не того человека, да и в принципе кого-то послушались? У Седого, как выяснится в финале картины, свои планы, раскрывать их не буду - надо же и кино посмотреть.

Итак, Калугина похищают. Как и полагается по логике боевика, «что-то пошло не так», проблемы растут как снежный ком, и в итоге ОПГ - охрана Калугина - вынуждена действовать по полной программе. У нее есть глава по кличке Туман (Валерий Абашев). Менты ему не нужны. Обозленные работяги - тоже. Но дело есть дело, поскольку «наверху» все повязаны. И понеслась душа в ад. На этой точке невозврата, однако, еще есть время подумать, - как бы говорит режиссер. Его третий главный герой, Туман, так и поступает. Шанс, по правде говоря, иллюзорный, но разве кинематограф не есть иллюзия, она же надежда?

Цены бы не было фильму «Завод», если бы он появился, скажем, году в 1999-м, после того как в 1998-м страна впервые узнала, что такое дефолт. Государство объявило себя банкротом и резко отсекло от потенциальных доходов тех, кто был готов честно работать. Сегодня же банкротятся конкретные предприятия, и цель Калугина - уже социальная рутина. Правда, сейчас таких целей много. Лента не опоздала, но она лишь документирует ситуацию. Не меньше, но и не больше.

Есть неявное противоречие между замыслом фильма и его воплощением, как я их понимаю. Возможно, автор хотел сделать именно боевик. Но действие иногда провисает, герои объясняются картонными репликами, растолковывая друг другу, что происходит, паузы для создания напряжения срабатывают не везде. С жанровой точки зрения лента Юрия Быкова уязвима. И режиссер возвращается к уже когда-то им сделанному - воплощению очередной экспериментальной модели социума в его потенциальном развитии. Но для фильма-обобщения картина мало детализирована - не прописаны в отличие от напарников Седого люди Тумана, всего лишь мелькнула телевизионная «пресса»...

...И все же цепляет лента. «Гудит, как улей, родной завод...» - не про видимую натуру этого фильма. Тогда зачем манипулируете жизнями человеческими? И кто перекупит данное предприятие, если в цехах «мерзость запустения»? Лучшая экшн-сцена - средоточие образного смысла картины. Герои-антигерои палят в темноте. Кого убили - потом покажут тонкие лучи света, проникающего в дыры от пуль. Конечно, это метафора. С теми, кто послушался Седого, как и с теми, кто охраняет Калугина, все понятно, у них нет будущего. Но уже появился кто-то, кого в прежних раскладах не было. Это Дадакин (Илья Соколовский, открытие ленты), капитан СОБРа, - вот он-то, если начнется по-настоящему, и будет главным героем будущей драки. Он-то и задумается всерьез, кому служить и в какой степени, чтобы его в свою очередь не надули. Эпоха полевых командиров, а не пресловутая «революция» - вот она, кажется, на пороге.

Те, кто ее приближает как может, остановитесь.

#кино #рецензия #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6380) от 14.02.2019 под заголовком «Голос из тупика».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?