Голос из тупика. Рецензия на фильм «Завод» Юрия Быкова

После пресс-показа фильма «Завод» режиссер Юрий Быков назвал свою новую ленту «вестерном». При всем уважении к праву режиссера самому окрестить свое детище, вряд ли такая формулировка подходит к нашим реалиям. Вестерн - по крайней мере американский - это всегда открытые территории, на которых рано или поздно устанавливается закон нового государства. Или не устанавливается. Но победителя - он же «положительный герой» - всегда определить можно. А что имеем у нас?

Голос из тупика. Рецензия на фильм «Завод» Юрия Быкова |

Да все уже давно и несколько раз поделено, как показали еще в начале нового века Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов в «Магнитных бурях» (2003)! Отчаявшимся людям, работающим на чуть ли не единственном градообразующем предприятии, поскольку идти больше некуда, остается еще раз попробовать отнять и переделить: не завод, а хотя бы деньги. Тут еще и собственник-бизнесмен Калугин решил обанкротить место работы, чтобы продать его, тем самым лишив работяг последнего. Поэтому рабочие решают - надо похитить гада. Пусть вернет, что должен отдать, тогда отпустим. Хотелось бы, конечно, по справедливости и без крови...

Идти на правое дело, пусть и с неправыми средствами, - это из другой жизни, где было родное кино с Деточкиным, где был какой-никакой закон. Но кто прав сегодня, в нашем мире «пост» и «нео», где Деточкина, советского Робина Гуда, к счастью, еще не забыли, - поди сейчас разбери.

А надо. Отсюда пристальный интерес общественности к «Заводу» - вдруг режиссер скажет что-нибудь новое, допустим, вернет надежду. Об этом примерно и говорили на пресс-показе и до, и после - с чувством благодарности автору, продюсерам и актерам. Особенно Андрею Смолякову, блистательно сыгравшему роль Калугина, «человека силы», давно уже существующего по ту сторону добра и зла. О герое Дениса Шведова по кличке Седой, получившем непосредственный боевой опыт в горячих точках (он-то и предложил будущим подельникам временно похитить Калугина, привыкшего творить беззаконие чужими руками, и вернуть свои деньги) речь впереди.

Хронологически лента автора фильмов «Жить», «Майор» и «Дурак» попала в очередное межвременье. Иначе говоря - в промежуток между мыслью и действием. Когда разнообразные силы общества уверяют, что вокруг все горит, и вдруг полыхнет до неба, но это явное преувеличение - горит еще не везде. Ну ничего, это у нас быстро... И все же Седой предлагает героям ленты действовать, когда постепенно, на этом сюжет картины и строится, терять конкретным людям становится нечего. Надо ли доводить их до края? И правы ли они сами, в итоге отступив, чтобы не идти до конца, тем самым продлив иллюзию, что можно выйти из социального тупика, если даже сами себя туда загнали, послушались не того человека, да и в принципе кого-то послушались? У Седого, как выяснится в финале картины, свои планы, раскрывать их не буду - надо же и кино посмотреть.

Итак, Калугина похищают. Как и полагается по логике боевика, «что-то пошло не так», проблемы растут как снежный ком, и в итоге ОПГ - охрана Калугина - вынуждена действовать по полной программе. У нее есть глава по кличке Туман (Валерий Абашев). Менты ему не нужны. Обозленные работяги - тоже. Но дело есть дело, поскольку «наверху» все повязаны. И понеслась душа в ад. На этой точке невозврата, однако, еще есть время подумать, - как бы говорит режиссер. Его третий главный герой, Туман, так и поступает. Шанс, по правде говоря, иллюзорный, но разве кинематограф не есть иллюзия, она же надежда?

Цены бы не было фильму «Завод», если бы он появился, скажем, году в 1999-м, после того как в 1998-м страна впервые узнала, что такое дефолт. Государство объявило себя банкротом и резко отсекло от потенциальных доходов тех, кто был готов честно работать. Сегодня же банкротятся конкретные предприятия, и цель Калугина - уже социальная рутина. Правда, сейчас таких целей много. Лента не опоздала, но она лишь документирует ситуацию. Не меньше, но и не больше.

Есть неявное противоречие между замыслом фильма и его воплощением, как я их понимаю. Возможно, автор хотел сделать именно боевик. Но действие иногда провисает, герои объясняются картонными репликами, растолковывая друг другу, что происходит, паузы для создания напряжения срабатывают не везде. С жанровой точки зрения лента Юрия Быкова уязвима. И режиссер возвращается к уже когда-то им сделанному - воплощению очередной экспериментальной модели социума в его потенциальном развитии. Но для фильма-обобщения картина мало детализирована - не прописаны в отличие от напарников Седого люди Тумана, всего лишь мелькнула телевизионная «пресса»...

...И все же цепляет лента. «Гудит, как улей, родной завод...» - не про видимую натуру этого фильма. Тогда зачем манипулируете жизнями человеческими? И кто перекупит данное предприятие, если в цехах «мерзость запустения»? Лучшая экшн-сцена - средоточие образного смысла картины. Герои-антигерои палят в темноте. Кого убили - потом покажут тонкие лучи света, проникающего в дыры от пуль. Конечно, это метафора. С теми, кто послушался Седого, как и с теми, кто охраняет Калугина, все понятно, у них нет будущего. Но уже появился кто-то, кого в прежних раскладах не было. Это Дадакин (Илья Соколовский, открытие ленты), капитан СОБРа, - вот он-то, если начнется по-настоящему, и будет главным героем будущей драки. Он-то и задумается всерьез, кому служить и в какой степени, чтобы его в свою очередь не надули. Эпоха полевых командиров, а не пресловутая «революция» - вот она, кажется, на пороге.

Те, кто ее приближает как может, остановитесь.

#кино #рецензия #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6380) от 14.02.2019 под заголовком «Голос из тупика».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...