Голос из тупика. Рецензия на фильм «Завод» Юрия Быкова
После пресс-показа фильма «Завод» режиссер Юрий Быков назвал свою новую ленту «вестерном». При всем уважении к праву режиссера самому окрестить свое детище, вряд ли такая формулировка подходит к нашим реалиям. Вестерн - по крайней мере американский - это всегда открытые территории, на которых рано или поздно устанавливается закон нового государства. Или не устанавливается. Но победителя - он же «положительный герой» - всегда определить можно. А что имеем у нас?
Да все уже давно и несколько раз поделено, как показали еще в начале нового века Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов в «Магнитных бурях» (2003)! Отчаявшимся людям, работающим на чуть ли не единственном градообразующем предприятии, поскольку идти больше некуда, остается еще раз попробовать отнять и переделить: не завод, а хотя бы деньги. Тут еще и собственник-бизнесмен Калугин решил обанкротить место работы, чтобы продать его, тем самым лишив работяг последнего. Поэтому рабочие решают - надо похитить гада. Пусть вернет, что должен отдать, тогда отпустим. Хотелось бы, конечно, по справедливости и без крови...
Идти на правое дело, пусть и с неправыми средствами, - это из другой жизни, где было родное кино с Деточкиным, где был какой-никакой закон. Но кто прав сегодня, в нашем мире «пост» и «нео», где Деточкина, советского Робина Гуда, к счастью, еще не забыли, - поди сейчас разбери.
А надо. Отсюда пристальный интерес общественности к «Заводу» - вдруг режиссер скажет что-нибудь новое, допустим, вернет надежду. Об этом примерно и говорили на пресс-показе и до, и после - с чувством благодарности автору, продюсерам и актерам. Особенно Андрею Смолякову, блистательно сыгравшему роль Калугина, «человека силы», давно уже существующего по ту сторону добра и зла. О герое Дениса Шведова по кличке Седой, получившем непосредственный боевой опыт в горячих точках (он-то и предложил будущим подельникам временно похитить Калугина, привыкшего творить беззаконие чужими руками, и вернуть свои деньги) речь впереди.
Хронологически лента автора фильмов «Жить», «Майор» и «Дурак» попала в очередное межвременье. Иначе говоря - в промежуток между мыслью и действием. Когда разнообразные силы общества уверяют, что вокруг все горит, и вдруг полыхнет до неба, но это явное преувеличение - горит еще не везде. Ну ничего, это у нас быстро... И все же Седой предлагает героям ленты действовать, когда постепенно, на этом сюжет картины и строится, терять конкретным людям становится нечего. Надо ли доводить их до края? И правы ли они сами, в итоге отступив, чтобы не идти до конца, тем самым продлив иллюзию, что можно выйти из социального тупика, если даже сами себя туда загнали, послушались не того человека, да и в принципе кого-то послушались? У Седого, как выяснится в финале картины, свои планы, раскрывать их не буду - надо же и кино посмотреть.
Итак, Калугина похищают. Как и полагается по логике боевика, «что-то пошло не так», проблемы растут как снежный ком, и в итоге ОПГ - охрана Калугина - вынуждена действовать по полной программе. У нее есть глава по кличке Туман (Валерий Абашев). Менты ему не нужны. Обозленные работяги - тоже. Но дело есть дело, поскольку «наверху» все повязаны. И понеслась душа в ад. На этой точке невозврата, однако, еще есть время подумать, - как бы говорит режиссер. Его третий главный герой, Туман, так и поступает. Шанс, по правде говоря, иллюзорный, но разве кинематограф не есть иллюзия, она же надежда?
Цены бы не было фильму «Завод», если бы он появился, скажем, году в 1999-м, после того как в 1998-м страна впервые узнала, что такое дефолт. Государство объявило себя банкротом и резко отсекло от потенциальных доходов тех, кто был готов честно работать. Сегодня же банкротятся конкретные предприятия, и цель Калугина - уже социальная рутина. Правда, сейчас таких целей много. Лента не опоздала, но она лишь документирует ситуацию. Не меньше, но и не больше.
Есть неявное противоречие между замыслом фильма и его воплощением, как я их понимаю. Возможно, автор хотел сделать именно боевик. Но действие иногда провисает, герои объясняются картонными репликами, растолковывая друг другу, что происходит, паузы для создания напряжения срабатывают не везде. С жанровой точки зрения лента Юрия Быкова уязвима. И режиссер возвращается к уже когда-то им сделанному - воплощению очередной экспериментальной модели социума в его потенциальном развитии. Но для фильма-обобщения картина мало детализирована - не прописаны в отличие от напарников Седого люди Тумана, всего лишь мелькнула телевизионная «пресса»...
...И все же цепляет лента. «Гудит, как улей, родной завод...» - не про видимую натуру этого фильма. Тогда зачем манипулируете жизнями человеческими? И кто перекупит данное предприятие, если в цехах «мерзость запустения»? Лучшая экшн-сцена - средоточие образного смысла картины. Герои-антигерои палят в темноте. Кого убили - потом покажут тонкие лучи света, проникающего в дыры от пуль. Конечно, это метафора. С теми, кто послушался Седого, как и с теми, кто охраняет Калугина, все понятно, у них нет будущего. Но уже появился кто-то, кого в прежних раскладах не было. Это Дадакин (Илья Соколовский, открытие ленты), капитан СОБРа, - вот он-то, если начнется по-настоящему, и будет главным героем будущей драки. Он-то и задумается всерьез, кому служить и в какой степени, чтобы его в свою очередь не надули. Эпоха полевых командиров, а не пресловутая «революция» - вот она, кажется, на пороге.
Те, кто ее приближает как может, остановитесь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6380) от 14.02.2019 под заголовком «Голос из тупика».
Комментарии