Голливуд на 101-м километре
Состоялась премьера нового телесериала «Город», который перенес зрителей в 1961 год. Похоже, что мода на оттепель проникла и в такое жанровое ответвление сериального кино, как детектив.

Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com
Один из сопостановщиков нового фильма - Дмитрий Константинов - был соавтором известного сериала «Оттепель». В его напарниках оказался Юрий Трофимов, в фильмографии которого пока не значатся образцы нового российского сериального кино. Тогда как имя Дмитрия Константинова значится в титрах в качестве режиссера нескольких телевизионных работ.
Свой опыт он вместе с коллегой и реализовал в запутанной экранной истории о некоем вымышленном городке Струнево, находящемся на 101-м километре от столицы нашей Родины. Такие места были зоной, где обитали ненадежные советские граждане с мелкими уголовными наклонностями. Для более солидных представителей криминальных кругов предназначались заведения строго закрытого типа. Однако режиссеры фильма населили город таким количеством уголовников, что поневоле задаешься вопросом: а где же в Струневе не только советская и партийная власть, но и правоохранительные органы?
Струневская милиция заключила с миром блатных своеобразный пакт о ненападении во имя социальной стабильности. Могло ли быть такое в реальности? Бывает. Но фабульная ситуация в новом фильме выглядит неправдоподобной. Как-то не верится, что в столь небольшом по размеру, значению и населению городке была столь мощная преступная сеть, фактически банда, подмявшая под себя милицию. Все-таки советские органы охраны общественного порядка свое дело хорошо знали! Тем более не верится в то, что никто из членов того преступного сообщества на 101-м километре не знал о руководителе всей этой системы, некоем персонаже по кличке Папа.
Сквозной мотив сериала: в Струневе появляется модно одетый оперуполномоченный Родион Стоцкий (Петр Федоров), которому суждено расследовать цепь загадочных происшествий и убийств, случившихся в «тихом» городке. За восемь серий бравый следователь, цитирующий налево и направо Ильфа и Петрова, с задачей справляется: выявляет и ликвидирует банду фальшивомонетчиков, арестовывает местных криминальных авторитетов и вычисляет того самого Папу. Попутно, как и положено такому персонажу, влюбляется в девушку, которая и оказывается этому Папе совсем не чужой.
Авторы «Города» так много сюжетных ингредиентов намешали в свой жанровый коктейль, что не успеваешь ни вглядеться в лица отдельных персонажей, ни присмотреться к обстоятельствам жизни и быта обитателей 101-го километра. Не говоря уже о том, что постоянно нарушается логика детективного сюжета. «Картинка» сериала кажется уже не однажды виденной: в сериалах «Крик совы», «Черная кошка», «Черные волки»... Временами складывалось устойчивое ощущение, будто на экране не город, находящийся в полутора часах езды от Москвы начала 1960-х, а какой-то захолустный послевоенный городок, где бесчинствуют уголовники.
Экранное напряжение в «Городе» достигается за счет привычных сюжетных схем, известных еще со времен классического Голливуда. Благородный шериф (он же оперуполномоченный), который в городке, фактически захваченном бандитами, вступает в борьбу за справедливость и порядок. Понятно, что у героя есть верный ученик и последователь. В данном случае некий милиционер Тарасик (Евгений Антропов). Понятно, что главарем оказывается вовсе не тот, на кого можно было подумать на старте экранной интриги. Понятно, что следует цепь загадочных убийств и душераздирающих конфликтов на почве любовных страстей. И, наконец, финальная перестрелка с превосходящими силами бандитов в насквозь простреливаемом здании местного райотдела милиции заставляет вспомнить традиционные голливудские вестерны.
Справедливости ради нужно сказать, что «правда жизни» все-таки является в некоторых узнаваемых деталях заключительного эпизода бунта струневского населения против милиционеров-оборотней: от провокации с метанием камней до циничных убийств бандитами людей из возмущенной толпы. Историческая память подсказывает: меньше чем через год в Новочеркасске случится куда как более реальный массовый протест. Он будет подавлен очень жестоко, а развязка окажется еще более трагичной, чем в выдуманном городке Струнево осенью 1961 года. И подобные ассоциации, вызванные увиденным на телеэкране в сериале «Город», не стоит оставлять без внимания.
Материалы рубрики
«Джон Уик-4», «Три мушкетера». Новинки кино: 23 марта
«СВОИ» начали подготовку к новому сезону
Пятый канал представит документальный фильм об Элизабет Тейлор
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии