Год с Карамзиным
Выставку в усадьбе Державина, посвященную 250-летию со дня рождения историка Николая Михайловича Карамзина, сотрудники Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, назвали пушкинскими словами – «Подвиг честного человека». Именно так охарактеризовал Пушкин главный труд Карамзина – «Историю государства Российского».

Юбилей Карамзина – 250 лет со дня рождения – будет в 2016 году. И грядущий год, как пояснил директор Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, Сергей Некрасов, решено объявить Годом Карамзина, который будут отмечать по всей России.
Выставку подготовили Всероссийский музей Пушкина и Государственный музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас». Не случайно экспозиция развернута именно в усадьбе Державина на Фонтанке – именно сюда, к Державину, приехал в 1790 году Карамзин, вернувшись из длительного путешествия по Европе.
«Самый главный мемориальный экспонат здесь – это хранящийся в нашем музее стол, за которым Карамзин писал «Историю государства Российского», – рассказал Сергей Некрасов. – Значимость Карамзина, актуальность, необходимость в современной жизни России – неоспорима». И напомнил интересный эпизод: «Последнее, что сделал император Александр I перед тем, как отправиться в Таганрог, – поговорил с Карамзиным. Царский поезд уже тронулся, очень медленно, потому что впереди шли царь и историк и беседовали. Они шли так три версты, о чем они говорили – никто не узнает никогда».
Ирина Андреева, куратор выставки, обратила внимание на то, что пребывание Карамзина в Европе, после которого он написал «Письма русского путешественника», было путешествием за идеями. В пути Карамзин встречался и беседовал с Кристофом Виландом, с Кантом проговорил больше трех часов о месте человека в мироздании, с другими философами. Вот Гете не застал.
На выставке представлен подлинник записки Карамзина русскому публицисту, государственному деятелю, мемуаристу, действительному тайному советнику Ивану Лопухину. Содержание записки, впрочем, вполне прозаическое. Карамзин заходил к видному масону за деньгами, дома не застал, записку оставил...
Из усадьбы «Остафьево» прибыли уникальные гравюры XVII века с изображением русских царей, героев «Истории государства Российского», часть уникальной коллекции медалей XVIII века, отражающих события русской истории, а также медали XIX века и работы современных медальеров.
Марина Дмитриенко, заместитель директора по экспозиционной и выставочной деятельности музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас», говорит, что выставка, посвященная Карамзину, приехала из усадьбы в Петербург впервые. Демонстрируется фото той самой комнаты, где он писал главный труд своей жизни. В ней бывал Пушкин, с нее начался музей, который ныне посещают 250 тысяч человек в год.
«А самый теплый и родной экспонат – это акварель Вивьена, на которой старый усадебный дом. Видно то самое окно на втором этаже – окно комнаты, под которым в 1911 году граф Сергей Дмитриевич Шереметев установил памятник Карамзину».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5601) от 08.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии