Год балета начинается

2018 год в России будет посвящен балету и 200-летию со дня рождения выдающегося русского хореографа Мариуса Петипа. Премьера «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса в Театре балета имени Леонида Якобсона - первая ласточка в череде торжественных событий, открывающих будущий год.

Год балета начинается | Софья Матюшенская (Китри) и Кимин Ким (Базиль) покорили зрителей обаянием и техническим мастерством. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Якобсона

Софья Матюшенская (Китри) и Кимин Ким (Базиль) покорили зрителей обаянием и техническим мастерством. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. Якобсона

Художественный руководитель театра Андриан Фадеев предложил осуществить новую постановку «Дон Кихота» выдающемуся танцовщику и хореографу экс-премьеру Королевского балета Великобритании Йохану Кобборгу, за плечами которого огромный опыт работы с танцовщиками разных трупп мира. Сохраняя жемчужины хореографического полотна Петипа, Кобборг вносит в классическую версию свои акценты, свое авторское видение балета в целом. Он справедливо полагает, что классический балет не музей, а живой организм, требующий свежего взгляда на канон.

Балетмейстер расширил состав исполнителей и для начала познакомил зрителя с Мигелем де Сервантесом (Артем Пыхачов), который в унынии наблюдает, как за долги описывают его имущество и выносят бесценное - книги. Помощь друзей помогает ему вернуть веру в свои силы, и писатель принимается за сочинение нового опуса - романа о Рыцаре печального образа Дон Кихоте Ламанчском.

Художник спектакля Жером Каплан оформил спектакль в стиле гравюр Гюстава Доре, одного из первых иллюстраторов книги Сервантеса. Мрачноватый фон декораций контрастирует с яркой гаммой костюмов исполнителей, и площадь в Барселоне полна красок.

Балетмейстер во многом следует сценарию Петипа, однако смело расширяет хореографические портреты многих персонажей. Добродушный увалень Санчо Панса (Леонид Храпунский) оказывается лихим танцором, сумевшим завоевать сердце хорошенькой служанки (Ольга Михайлова); богатый дворянин Гамаш (роль традиционно игровая и мимическая) получил в подарок от хореографа сложную вариацию, которую Тасман Дэвидс исполнил с завидной смелостью, скрутив восемнадцать «женских» фуэте. Гордый тореадор красавец Эспада (Степан Демин) и уличная танцовщица Мерседес (Светлана Свинко) помимо своих выходных вариаций в первом акте блеснули в специально для них поставленном дуэте в финале спектакля, дав понять зрителю, что их союз не случайная встреча на площади, а нечто более искреннее и прочное.

Замечательно решена сцена сна Дон Кихота. Художник по свету Венсан Милле погрузил сцену в прозрачный, дымчатый мир, полный тайн. Казалось, что сознание Дон Кихота постепенно погружается в фантастические грезы, а возникающие покровительницы деревьев, дриады, нашептывают рыцарю пленительные истории. И становится ясно, почему героиня балета очаровательная Китри привиделась Дон Кихоту в образе Дульцинеи, уличная танцовщица обрела черты Повелительницы дриад, а маленькая служанка стала шалуном Амуром.

Характерные танцы, испанские и цыганские, поставлены с выдумкой и размахом. Знаменитый танец в таверне на столах с блеском исполнили Санта Качанова, Ангелина Григорьева и Екатерина Гусарова.

В партии Китри выступила Софья Матюшенская, танцовщица яркой индивидуальности и немалого технического мастерства. Ее первый выход был и вызовом, и обещанием тех хореографических сокровищ Петипа, которые она рассыпает перед зрителем. Каждый испанский мотив танцовщица метила звонким прыжком, с азартом взмывала на гребне его набегающих волн. Она погружалась в стихию музыки и, словно торопя ее, нанизывала туры, а дерзко поставив точку, откровенно наслаждалась победой и над ее возлюбленным Базилем, и над приветствующей ее толпой.

Великолепным партнером героини стал приглашенный танцовщик-виртуоз премьер Мариинского театра Кимин Ким. Его Базиль, стройный, гибкий, легкий, мгновенно покорил зрителей. Его упругая, легкая походка уже была танцем, прыжки и туры завораживали темпом, чистотой и элегантностью.

Спектакль умно закольцован: зрители снова оказываются в комнате Сервантеса. В кресле, принадлежащем писателю, сидит служанка, прижав к груди огромный фолиант, на котором крупным шрифтом выведено: «Дон Кихот».

#Мариус Петипа #год балета #Россия

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.