ГМЗ «Царское Село» получил в дар гравюру XIX века
Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар гравюру XIX века «Царское Село, Летний царский дворец близ Петербурга».
ФОТО pixabay
Работа неизвестного мастера с изображением Екатерининского дворца восходит к гравюре Екима Внукова, Прокофия Артемьева и Никиты Челнакова, созданной по рисунку мастера архитектурного пейзажа Михаила Махаева в 1757 – 1761 годах. Согласно надписи, она отпечатана в Аугсбурге в мастерской Джозефа Кармина. Аугсбургский печатник итальянского происхождения начал свою деятельность по изготовлению и продаже гравюр в 1778 году в Аугсбурге и затем передал дело сыну. По версии специалистов, предлагаемый лист был отпечатан между 1808 и 1828 годами.
Гравюра в хорошей сохранности, а характер печати и раскраски — один из лучших, встречающихся в подобных произведениях. В коллекции музея есть лист с изображением Екатерининского дворца, отпечатанный в Аугсбурге. Однако подаренный экземпляр превосходит имеющийся по качеству печатных линий и цветовому решению.
Гравюра принадлежит к особому типу так называемых оптических видов, которые пользовались популярностью в европейских столицах на протяжении столетия: со второй четверти XVIII и до середины XIX века. Такие гравюры издавались в четырех основных центрах: Лондоне, Париже, Аугсбурге и Бассано-дель-Граппа. Эти производители гравировали их, как правило, не с художественных произведений и рисунков, а с уже существующих эстампов. Основной целью была узнаваемость изображаемых на листах объектов. Гравер придавал особое значение прямым линиям, особенно подчеркивая и усиливая перспективу. Меньше внимания уделялось проработке мелких деталей, изображению фактур поверхностей, контрасту светотени. Для усиления эффекта объекты на переднем плане раскрашивались в более теплые оттенки, а на заднем — в холодные. Для просмотра листов с видами использовался специальный прибор — он состоял из выпуклых линз и зеркал, обеспечивающих иллюзорную глубину. С его помощью можно было совершать своеобразные путешествия по городам, осматривая достопримечательности. Тексты на таких гравюрах часто печатались в зеркальном виде, так как при просмотре через оптику надпись отображалась зеркально и зритель мог прочитать заглавие листа.
Виды Петербурга и окрестностей зачастую восходят к гравюрам, созданным по рисункам Махаева, входящим в альбом «План столичного города Петербурга», вышедший в 1753 году и получивший широкое распространение в России и за ее пределами.
Подаренная гравюра будет храниться в музейной коллекции «Графика» и использоваться в тематических выставках об истории резиденции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7441) от 22.06.2023 под заголовком «Музею подарили гравюру».
Комментарии