ГМЗ «Павловск» помог реставраторам восстановить исторический облик литографии
«Портрет неизвестной (великой княгини Елены Павловны)» — литография по живописному оригиналу итальянского художника Феличе Скьявони (вторая четверть XIX века) из фондов Рыбинского музея-заповедника поступил на реставрацию в художественное училище имени Н. К. Рериха.
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»
Музейный предмет находился в удручающем состоянии: литография была покрыта пылью, грязью, заломами и расслоениями. Но хуже всего оказалось то, что предыдущие владельцы беспощадно отрезали края листа вместе с частью изображения, что искажало композиционное решение и затрудняло атрибуцию портрета.
Работу выполняли студентка выпускного курса художественного училища Кира Князева под руководством художника-реставратора I категории Светланы Севастьяновой. Прежде всего они изучили государственный каталог Музейного фонда РФ, где обнаружили не только изображение произведения в первозданном виде, но и необходимые сведения о нем. Выяснилось, что аналогичный эстамп хранится в музее-заповеднике «Павловск». Автор изданного в Венеции портрета — литограф Джузеппе Хеннерт.
Благодаря сотрудничеству музеев реставраторы получили фотографию утраченных фрагментов в высоком разрешении и провели кропотливую работу по восстановлению исторического облика портрета. Используя современные технологии цифровой обработки изображений, они объединили полученные фрагменты, аккуратно скорректировали цвета, затем деликатно тонировали акварельными красками, что максимально приблизило их к авторскому замыслу. Специально подобранной японской бумагой были укреплены стыки восполненных участков с историческим оттиском, что дало возможность восстановить целостность листа и позволило зрителю увидеть красоту творения художника.
История реставрации литографии стала примером творческого сотрудничества музеев. Использование обширной базы данных государственного каталога, применение традиционных и инновационных методов в реставрационной практике открывает новые возможности в деле сохранения культурного наследия нашей страны.
Читайте также:
В Царском Селе открыли Пенсионерную конюшню после шестилетней реставрации
От Ораниенбаума до дома Пашкова: КГИОП подвел итоги реставрационных работ
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (8005) от 02.10.2025 под заголовком «Литографию отреставрировали сообща».





Комментарии