ГМЗ «Гатчина» представил выставку года — «Александр III и Чайковский. Царь и композитор»

Выставка (6+) приурочена к двум юбилейным датам, которые пришлись на уходящий год, — 185‑летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 180‑летию со дня рождения императора Александра III.

ГМЗ «Гатчина» представил выставку года — «Александр III и Чайковский. Царь и композитор» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не устаю повторять: Гатчинский дворец — не просто место, где сохранился уникальный архитектурный ансамбль, где есть коллекция, — говорил на открытии выставки директор «Гатчины» Василий Панкратов. — Дворец — место, где жили люди. Люди непростые, но они интересны многим. Наши посетители интересуются судьбами этих людей. Как они жили? С кем дружили? Как эта дружба влияла на то, что происходило вокруг? В последнее время мы все больше внимания обращаем на Александра III. Две юбилейные даты навели нас на мысль о выставке.

Выставку стали готовить давно. Но вмешался ковид, работу пришлось приостановить. Дополнительное время на обдумывание положительно сказалось на результате и масштабе проекта. В нем приняли участие больше двух десятков организаций: музеи, архивы, библиотеки, театры. Свыше двухсот мемориальных предметов из их коллекций наполнили десять залов Гатчинского дворца.

Выставка — рассказ о жизни и взаимоотношениях двух великих людей эпохи, которых объединяла любовь к музыке. Во время правления Александра III отечественное искусство получило серьезную государственную поддержку. Император любил искусство, был страстным коллекционером, поддерживал художников. Он разбирался в музыке, играл на медных духовых инструментах — корнете и тромбоне, ценил музыкальный гений Чайковского. По его воле состоялись блестящие постановки опер и балетов композитора на сцене Императорского Мариинского театра.

Они встретились всего один раз в марте 1884 года в Гатчинском дворце, когда Чайковский был награжден орденом Святого Владимира IV степени. Но Александр III постоянно оказывал композитору материальную помощь и поддерживал его сочинения, иногда вопреки мнению критиков, что говорит о личном уважении царя к музыке Чайковского. В Гатчинском дворце эта музыка звучала всегда.

Поскольку в залах выставки есть вещи, имеющие отношение к оперным постановкам, она воспринимается как спектакль. Переходя из зала в зал, посетитель видит сцены частной жизни и торжественных событий. Подробно рассказано о постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

Выставка в Гатчине3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В зале «Пиковой дамы» карты аккуратно разложены на столе и в беспорядке брошены на пол. Использованная колода никогда не возвращалась в игру.

В центре другого зала в витрине пуанты, в которых выходила на сцену первая исполнительница роли Авроры в «Щелкунчике». Фрагменты из «Щелкунчика» в исполнении придворного оркестра в Гатчинском дворце звучали задолго до премьеры.

В ярко освещенном помещении с зеркальной стеной в витринах сценические костюмы. На стене большой в рост портрет Марии Федоровны с автографом, императрица подарила его Петру Ильичу. Перед этим она попросила его написать романс. Он написал 12.

Среди наиболее значимых экспонатов — мундир императора Александра III, платье императрицы Марии Федоровны, костюм, принадлежавший П. И. Чайковскому. Мемориальные предметы сопровождают документы, письма, ноты…

Филармония им. Д. Д. Шостаковича представила для выставки первое издание клавира любимой оперы императора «Евгений Онегин» с автографом Чайковского и редчайший экземпляр партитуры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» из личной библиотеки Александра III. Музей-заповедник Чайковского в городе Клин поделился мемориальными предметами, почти никогда не покидающими стены музея. В их числе тот самый портрет Марии Федоровны, подаренный композитору. Театральные костюмы и их эскизы из Музея театрального и музыкального искусства, Александ­ринского театра и Театральной библиотеки. Предметы эпохи из музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село»…

Выставка в Гатчине2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как свидетельствовали современники, осенью 1893 года во время одного из придворных концертов император просил некоторые партии сыграть несколько раз подряд. Концерт затянулся до поздней ночи, а утром стало известно — Чайковский умер.

Выставка в Гатчинском дворце продлится четыре месяца — до 12 апреля.

Читайте также:

В Союзе художников Петербурга работает выставка «Приходите, друзья, на моё угощенье!»

Этой зимой на «Ленфильме» открыта выставка-игра «Сказка за сказкой. Рождение чуда»


#ГМЗ «Гатчина» #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (8061) от 22.12.2025 под заголовком «Музыка их связала».


Комментарии