«Глубокие воды неудач»: провальные премьеры в мире спортивного кино
Летний спортивный киносезон продолжается, что не может не радовать, но кто сказал, что долгожданный старт всегда приносит успех? Нет, как и многим болельщикам, он может доставить и огорчения. Даже целую серию огорчений. Именно так произошло в июне-июле, когда эстафетную палочку у конного спорта подхватил фильм о прыжках в воду «В потоке трех стихий».
Кадр из фильма «В потоке трёх стихий»
Июньский фильм о конном спорте «Мой любимый чемпион» с треском провалился в прокате, принеся убытки, исчисляемые миллионами рублей. Не прошло и месяца, а ситуация повторяется с «В потоке трех стихий». Чувствую, что здесь итоги окажутся даже хуже.
Роднит две эти картины не столько их, скажем так, качество, сколько инициатор субсидирования. В первом случае кинопроект выдвинула Федерация конного спорта, во втором — Федерация прыжков в воду. Спортивное кино не может существовать исключительно как биографическое, как серия портретов великих спортсменов, это жанр со многими гранями, поэтому обращение кинематографа к новым для него видам спорта можно только приветствовать. Однако сегодня такие восторги пора, к сожалению, и умерить. Хотя бы на время…
Ввиду того, что государство с его почившими в бозе худсоветами явно не курировало оба кинопроекта, эту функцию взяли на себя спортивные федерации, полностью доверившиеся компетенции кинематографистов. И, надо полагать, ждали успеха. Прыжки же на экране есть, лошадки скачут, спортсмены и тренеры имеются, побеждает дружба. Пора заказывать и банкет, а потом еще один, уже по случаю награждений, причем бесчисленных. Ведь призы спортивным фильмам будут не киноакадемии присуждать и не критики, а те же самые федерации.
С картиной «В потоке трех стихий» не заладилось сразу же, еще у окошка кассы. Милая девушка никак не могла вспомнить, идет ли такая у них в мультиплексе. Искала-искала среди десятков наименований и наконец сообщила, что «ни один билет не продан, поэтому ваша пресс-карта на вход не действует». Что ж, пришлось идти на вечерний сеанс, который спасла для меня единственная в зале зрительница, видимо, что‑то с чем‑то перепутавшая или просто сама когда‑то имевшая отношение к прыжкам в воду.
Афиша сулила нам различные переживания, сообщая, что по жанру этот фильм — спорт/триллер/криминальный, но утаивая, что второй и третьей составляющих зрелища публика не дождется. Зато аннотация убеждала, что главный герой примет участие в соревновании по клифф-дайвингу, чтобы помочь следователям вычислить грабителей среди экстремалов. Однако дальше намерения внедрить героя в криминальную среду дело у режиссера-сценариста (Ирина Гобозашвили) не пошло. Вдохновение было потрачено на создание образа следовательницы (Екатерина Данилова), от которого просто дух захватывало. За пять минут экранного присутствия она шесть раз сменила свои одеяния и украшения и напоследок, словно почуяв неладное, заявилась к спортсменам в мини-юбке, видимо, в расчете на признание ими своей вины. Но те ужаснулись и никого не выдали.
Сильно подкачала и главная героиня (Полина Ларина), роковая красотка, впутавшаяся в не показанные в фильме грабежи из‑за желания… вырастить младшую сестру. Юную Машу Сычеву, актрису-дебютантку, режиссер использовала в амплуа железной кнопки на стул главным персонажам. Видимо, невдомек было, что этот прием затерт до дыр.
Как обычно, кинопроект уважаемой федерации потребовал приглашения звезд российского кино. По всей вероятности, для отчета о расходовании средств. Пригласить‑то их пригласили, но позабыли написать подходящие роли. Так корифеи нашего экрана Алексей Шевченков и Олег Васильков сыграли третьестепенных тренеров-приятелей. Понятно, что эти персонажи целиком зависели от успехов директора по кастингу, их всегда можно было удалить за ненадобностью, как и майора милиции Боброва, в роли которого зачем‑то снялся всенародно любимый артист Владимир Сычев. Зато для отчетности его участие в проекте вполне даже годилось.
В то же время хороших слов заслуживает выбор актера на главную роль. Александр Головин умудрился обратить на себя внимание даже на фоне всего вышеперечисленного. И дело тут не в преодолении во время съемок страха высоты и даже не в его превращении в настоящего прыгуна в воду, неоднократно нырявшего с высоты 10 метров, а в наличии яркого актерского таланта. Уверен, что нас ожидает продолжение знакомства с ним в ближайшем будущем.
История создания фильма также вызывает вопросы. Если съемки велись в красивейших окрестностях Симеиза, то почему им уделили так мало места на экране? И почему в том же Крыму происходит такое количество интерьерных сцен? Или натурная съемка оказалась не по карману?
Информационные материалы к фильму изобилуют именами якобы попавших в кадр знаменитых прыгунов в воду: Романа Измайлова, Артема Сильченко, Ильи Захарова, Елены Вайцеховской. Но только как их распознать, если ты обычный зритель, а не знаток этого вида спорта? Спасибо, что хотя бы Дмитрия Саутина как‑то представили. Неужели так сложно было сделать это в отношении других наших чемпионов? И не их ли имена помогли создателям фильма получить финансирование?
В ТЕМУ
В промоматериалах к фильму указывается, что это единственный в отечественном кино фильм, посвященный прыжкам в воду. Однако есть снятая в 1977 году документальная лента «Три, пять, семь, десять…». Вынесенные в название цифры — высота трамплина. Фильм о том, как учит прыгать в воду заслуженный тренер СССР Татьяна Петрухина, вырастившая не одного чемпиона, в том числе прославленного олимпийца Владимира Васина. На 34‑м Международном кинофестивале спортивного кино в Италии фильм получил «Гран-при» «Большой серебряный тур» и премию за лучшую режиссуру. Специальная награда была присуждена герою фильма Вове Тимошинину. Юному спортсмену тогда было семь лет, а впоследствии он стал чемпионом Европы и призером мирового чемпионата в пряжках с десятиметровой вышки, в 1994 году Тимошинин был победителем проходивших в Петербурге Игр доброй воли.
Читайте также:
История создания кинокомедии «Знойный принц»
Более 80 свитков выдающегося современного мастера каллиграфии Лю Хуншэна представлено в Петербурге
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7717) от 01.08.2024 под заголовком «Прыжок в пустоту».
Комментарии