erid: 2VtzqvVAvA4

Глубины земного космоса. В ГМЗ «Петергоф» развернута выставка «Гидрокосмос»

Первый масштабный проект наступившей весны и всего нового сезона музеев-заповедников Петербурга представил ГМЗ «Петергоф». В Большой оранжерее столицы фонтанов развернута выставка «Гидрокосмос» (6+), посвященная находкам подводных археологов на кораблях, затонувших на Балтике. Более 600 предметов конца XVII — середины XIX века подняты со дна в последние годы и впервые представлены широкой публике. Проект создан музеем совместно с Центром подводных исследований (ЦПИ) Русского географического общества, которое находится под патронатом президента России.

Глубины земного космоса. В ГМЗ «Петергоф» развернута выставка «Гидрокосмос» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Название проекта подчеркивает важность работы археологов, которые своими многолетними усилиями, ювелирной работой создают «гидрокосмос», расширяют наши знания об отечественной истории.

Начало подводной археологии в России связано с Петром I, основателем Петергофа. Он издал указ, требовавший выявлять и сохранять находки как на земле, так и под водой. По словам Анны Ляшко, заместителя генерального директора по культурно-просветительской работе, Большая оранжерея, которая второй год работает после комплексной реставрации, это площадка для эксперимента и музейного проектирования, выстраивания диалога с посетителями.

«Гидрокосмос» стал продолжением сотрудничества с ЦПИ, которое началось в 2017 году. Тогда в Ораниенбауме были показаны некоторые предметы. В павильоне Катальной горки экспонируются несколько подводных находок. Летом музей планирует открыть новую экспозицию в павильоне «Китайская кухня» в Ораниенбауме. Часть предметов, представленных в «Гид­рокосмосе», будут там показаны.

Роман Прохоров, подводный археолог, художник-реставратор первой категории, водолаз-исследователь, провел для первых посетителей экскурсию по выставке. Он начал рассказ с пояснения: «Все археологические предметы, которые ЦПИ поднимает со дна, передаются в музейный фонд РФ. У археологов есть некоторое время на изучение и реставрацию найденного. Этот процесс может занимать до нескольких лет. В сложных случаях, как, например, реставрация бумаги, ЦПИ привлекает реставраторов из других музеев и профильных организаций».

Первое, что видит посетитель выставки, — три больших фотомонтажа с изображением трех судов, лежащих на дне в их современном состоянии. Прохоров поясняет: видимость на глубине не более одного метра, отдельные кадры пришлось склеивать, чтобы получилась целостная картина. На фото видны шланги пылесоса для отсасывания ила, это необходимый инструмент в работе подводного археолога.

Прохоров начинает рассказ с так называемого посудника, этот корабль перевозил партии посуды, на палубе были видны «развалы» — фаянсовая посуда из столовых и чайных сервизов, а также кувшины и ночные горшки. Судя по клеймам на предметах, судно затонуло в 1856 году. Кто‑то из купцов решил заработать на российском рынке и снарядил английский кеч — двухмачтовый парусник с грузом английского производства (сейчас эти мануфактуры уже не существуют) для Петербурга. Судно попало в шторм, видимо, днище на мелководье пробило, и оно затонуло в Финском заливе недалеко от острова Гогланд, опустившись на глубину 62 метра. Археологи обнаружили его в 2017 году, а посуда, представленная на выставке, поднята в 2019 – 2020 гг. Это сложная работа, на такой глубине водолазы работают не более получаса за смену. В архивах не обнаружено информации о гибели подобного корабля с фаянсом в названный год. Вероятно, это был незарегистрированный бизнес.

Второй корабль — немецкое судно «Архангел Рафаил» — был обнаружен в 2013 году. Он затонул в 1724‑м, это было торговое судно, которое шло из Петербурга в Европу. Известно, что, пройдя таможенный досмотр в Кронштадте, корабль был догружен с лодок, количество тюков кожи возросло с двух до примерно трехсот, появились бочки с зерном, которое вообще было запрещено для вывоза. Но контрабандистам не повезло: судно застряло во льдах, команда его покинула, и в результате дрейфа «Рафаил», получив пробоину, лег на склон «банки» недалеко от берега на глубине от 13 до 15 метров. Крестьяне увидели торчащие мачты и стали баграми выдергивать тюки с кожей. Главные экспонаты с этого судна — два парика конца XVII века из человеческого волоса, завитые по моде следующего столетия. Предположительно, они принадлежали либо капитану, либо судовладельцу.

Три года продолжают подводные археологи обследовать шведский военный баркас № 8, который был потоплен русским флотом во время Выборгского сражения 1790 года, а обнаружен в 2003‑м на глубине 22 метра.

Гидрокосмос3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здесь самое интересное — китайский фаянс и механические часы середины XVIII века из командирского салона, а также песочные часы на 30 секунд. С помощью песочных часов и веревки с узелками, опускавшейся на поверхность воды, измеряли скорость движения корабля. В простой медной посуде готовилась пища для экипажа.

Роман Прохоров говорил о том, что подводные объекты постепенно разрушаются под воздействием штормов и тралового лова рыбы. На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», возможен ли подъем кораблей, он ответил, что технически это возможно. Но тогда встанет вопрос, как хранить древесину, долго пролежавшую в слабосоленой воде. На воздухе она быстро усохнет и деформируется. Существуют методики пропитки «консолидантами», но это работа дорогая и сложная. А если сохранять корабль в воде, то потребуются еще более дорогие бассейны с частой сменой воды или ее постоянной очисткой.

Для нашей газеты Лиза Савина, куратор выставки, сообщила, что основная идея проекта — попытаться изменить традиционную схему показа археологии в витринах. «Мы подготовили инсталляцию размером с целый зал, создав образ погружения зрителя под воду. Он видит затонувший корабль с артефактами, которые собирают водолазы. Над публикой трудятся аквалангисты, видео отображает, как это реально происходит в подводной археологии. Нам хотелось показать, что это романтическая профессия для людей с активной жизненной позицией», — пояснила куратор.

Савина добавила, что экспозиция дополнена двумя объектами современного художника Леонида Тишкова. Увидев в детстве работу водолазов, он вдохновляется ею уже несколько десятилетий. Сочинил легенду, как Бог использовал четыре стихии: он создал из земли людей, из воздуха — ангелов, из огня — демонов, а из воды — водолазов. Небольшой бронзовый водолаз установлен на входе в выставочный зал. В архивах скульп­тора Веры Мухиной художник нашел переписку конца 1930‑х годов о замысле установить в Балаклаве 40‑метровый памятник-маяк водолазу, проект не был реализован, Тишков представил, как этот памятник мог бы выглядеть в виде скульп­туры высотой 2,5 метра. Оригинал установлен в Москве, на выставке представлена модель.

Гидрокосмос2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сергей Падалко, архитектор экспозиции, рассказал, что инсталляция с подводной археологией позволяет взрослому зрителю вспомнить детское чтение романов Жюля Верна и других приключенческих книг. Кто не мечтал о поисках сокровищ на дне морском? Выставка будет работать по 26 июля. Она сопровождается детской образовательной программой. В апреле состоится первая научная конференция «Подводная археология как ресурс для музейных экспозиций». Предметы, найденные на затонувших судах, имеют понятное происхождение, поэтому такие экспонаты востребованы в музеях разного профиля, особенно тех, что рассказывают о повседневности.

Читайте также:

В парадные залы Александровского дворца Царского Села вернулись люстры XVIII века

Во Всероссийском музее А.С. Пушкина открылась выставка «Пушкинский репортаж Карла Буллы»


#выставка #ГМЗ «Петергоф» #подводная археология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7877) от 28.03.2025 под заголовком «В глубинах земного космоса».


Комментарии