Глоток свободы

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения театрального режиссера и педагога Зиновия Корогодского.

Глоток свободы | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Вспомнить его – значит вспомнить золотую эпоху ленинградской театральной жизни 60 – 70-х годов прошлого столетия, в которой руководимый им Театр юных зрителей занимал свое неповторимое место. Театралы со стажем помнят, что попасть на спектакли ТЮЗа времен Корогодского было так же престижно, как и в БДТ. А концепция детского театра, которую Зиновий Яковлевич утверждал и реализовывал, вывела его в лидеры театральной мысли и практики не только в родном Отечестве, но и за его пределами.

Он ломал десятилетиями господствовавшее мнение о том, что ТЮЗы – это сплошные сказки и коллективные утренники, справедливо полагая, что детский театр – это школа жизни, воспитания, образования и культуры. Оказавшись волею случая во главе коллектива, который получил новое здание на Пионерской площади, предназначавшееся для Александра Брянцева, Корогодский не стал бороться с традициями, он создавал новые, свои. Он привлекал в театр тех, кто был кумиром эпохи и никак не проходил по графе «искусство для детей и юношества». В этом ряду имена Окуджавы, Володина, Кима. Он сделал все, чтобы взрослый зритель пришел в детский театр.

Корогодский упорно, борясь с начальством и идеологическими установками времени, пытался доказывать каждым спектаклем, что детский театр может и должен быть взрослым. Он предлагал юным зрителям серьезный разговор о жизни средствами театра. Хотя каждому возрасту подрастающих и благодарных ленинградцев он предназначал свои постановки – так от «Конька-Горбунка» через «Нашего Чуковского» и «Муху-Цокотуху» мы поднимались как зрители вверх по лестнице искусства, через «Трень-брень», «Весенние перевертыши» – к высоким трагическим образцам театра.

До сих пор помню, как со школьным приятелем посреди учебной недели попали в ТЮЗ на спектакль «После казни прошу», навсегда запомнив дуэт Георгия Тараторкина и Антонины Шурановой. А еще были в труппе ТЮЗа (а некоторые так и остались) горячо любимые Николай Иванов и Александр Хочинский, Игорь Шибанов и Ольга Волкова, Рэм Лебедев и Юрий Каморный.

А скольких еще звезд воспитал Зиновий Корогодский как театральный педагог! Он всегда отдельно набирал свои курсы, даже занятия по профессии проводил в собственном помещении студии ТЮЗа. И те, кто попадал к нему в студенты, гордились этой своей «особливостью». Однако Зяма (доброе свойское имя Корогодского) никогда не был добреньким в том, что касалось дела и ремесла, требуя от учеников не только самоотдачи, но и постоянной рефлексии, психологического самоанализа на грани возможного. Знаю, что некоторые его ученики, став полноправными членами труппы ТЮЗа, вели личные творческие дневники. Беспощаден Корогодский был и к самому себе, не стесняясь своих слабостей и понимая, что они бывают простительными и непростительными. Среди последних он презирал те, которые заставляли окружавших его людей поддаваться соблазнам компромиссов и угодничества перед сильными мира сего.

В конце концов, его «неудобность» и стоила ему кресла главного режиссера театра, которому он отдал без малого четверть века своей нелегкой жизни сибирского мальчишки, приехавшего на учебу в Ленинград и ставшего здесь гуру театральной режиссуры и педагогики. Возвращение Корогодского в профессию происходило долго и трудно. Где и когда он нашел в себе внутренние силы подняться и вернуться – знал только он сам. Но он создал новый коллектив, символически назвав его так, как, по идее, и должен был называться его ТЮЗ, – Театром поколений.

Одной из самых ярких постановок ТЮЗа времен расцвета при Корогодском была историческая драма «Глоток свободы», посвященная драме декабристского восстания. Название кажется символичным. Ибо уже по прошествии нескольких десятков лет оказывается, что именно в зале ленинградского ТЮЗа многие годы существовала эта свобода чувств, мыслей, сюжетов и героев, которую мы, тогда юные зрители, благодаря таланту и упорству Зиновия Яковлевича Корогодского впитывали в себя. Тогда мы еще не понимали, что эти впечатления и ощущения многие сохранят в душе на всю оставшуюся жизнь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (5754) от 29.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?