Главная городская газета

Глоток свободы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Глоток свободы | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения театрального режиссера и педагога Зиновия Корогодского.

Вспомнить его – значит вспомнить золотую эпоху ленинградской театральной жизни 60 – 70-х годов прошлого столетия, в которой руководимый им Театр юных зрителей занимал свое неповторимое место. Театралы со стажем помнят, что попасть на спектакли ТЮЗа времен Корогодского было так же престижно, как и в БДТ. А концепция детского театра, которую Зиновий Яковлевич утверждал и реализовывал, вывела его в лидеры театральной мысли и практики не только в родном Отечестве, но и за его пределами.

Он ломал десятилетиями господствовавшее мнение о том, что ТЮЗы – это сплошные сказки и коллективные утренники, справедливо полагая, что детский театр – это школа жизни, воспитания, образования и культуры. Оказавшись волею случая во главе коллектива, который получил новое здание на Пионерской площади, предназначавшееся для Александра Брянцева, Корогодский не стал бороться с традициями, он создавал новые, свои. Он привлекал в театр тех, кто был кумиром эпохи и никак не проходил по графе «искусство для детей и юношества». В этом ряду имена Окуджавы, Володина, Кима. Он сделал все, чтобы взрослый зритель пришел в детский театр.

Корогодский упорно, борясь с начальством и идеологическими установками времени, пытался доказывать каждым спектаклем, что детский театр может и должен быть взрослым. Он предлагал юным зрителям серьезный разговор о жизни средствами театра. Хотя каждому возрасту подрастающих и благодарных ленинградцев он предназначал свои постановки – так от «Конька-Горбунка» через «Нашего Чуковского» и «Муху-Цокотуху» мы поднимались как зрители вверх по лестнице искусства, через «Трень-брень», «Весенние перевертыши» – к высоким трагическим образцам театра.

До сих пор помню, как со школьным приятелем посреди учебной недели попали в ТЮЗ на спектакль «После казни прошу», навсегда запомнив дуэт Георгия Тараторкина и Антонины Шурановой. А еще были в труппе ТЮЗа (а некоторые так и остались) горячо любимые Николай Иванов и Александр Хочинский, Игорь Шибанов и Ольга Волкова, Рэм Лебедев и Юрий Каморный.

А скольких еще звезд воспитал Зиновий Корогодский как театральный педагог! Он всегда отдельно набирал свои курсы, даже занятия по профессии проводил в собственном помещении студии ТЮЗа. И те, кто попадал к нему в студенты, гордились этой своей «особливостью». Однако Зяма (доброе свойское имя Корогодского) никогда не был добреньким в том, что касалось дела и ремесла, требуя от учеников не только самоотдачи, но и постоянной рефлексии, психологического самоанализа на грани возможного. Знаю, что некоторые его ученики, став полноправными членами труппы ТЮЗа, вели личные творческие дневники. Беспощаден Корогодский был и к самому себе, не стесняясь своих слабостей и понимая, что они бывают простительными и непростительными. Среди последних он презирал те, которые заставляли окружавших его людей поддаваться соблазнам компромиссов и угодничества перед сильными мира сего.

В конце концов, его «неудобность» и стоила ему кресла главного режиссера театра, которому он отдал без малого четверть века своей нелегкой жизни сибирского мальчишки, приехавшего на учебу в Ленинград и ставшего здесь гуру театральной режиссуры и педагогики. Возвращение Корогодского в профессию происходило долго и трудно. Где и когда он нашел в себе внутренние силы подняться и вернуться – знал только он сам. Но он создал новый коллектив, символически назвав его так, как, по идее, и должен был называться его ТЮЗ, – Театром поколений.

Одной из самых ярких постановок ТЮЗа времен расцвета при Корогодском была историческая драма «Глоток свободы», посвященная драме декабристского восстания. Название кажется символичным. Ибо уже по прошествии нескольких десятков лет оказывается, что именно в зале ленинградского ТЮЗа многие годы существовала эта свобода чувств, мыслей, сюжетов и героев, которую мы, тогда юные зрители, благодаря таланту и упорству Зиновия Яковлевича Корогодского впитывали в себя. Тогда мы еще не понимали, что эти впечатления и ощущения многие сохранят в душе на всю оставшуюся жизнь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook