Глазами клоуна

Сегодня завершается XXV международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Этот юбилейный фестиваль спродюсировал и показал мировую премьеру спектакля выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. «Голодаря» Франца Кафки Някрошюс прочитал вместе с актерами своего вильнюсского театра «Мено Фортас».

Глазами клоуна | Режиссер задорно своевольничает с текстом Кафки, явно не близким ему претензионным пессимизмом.<br>ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА /Предоставлено пресс-службой фестиваля

Режиссер задорно своевольничает с текстом Кафки, явно не близким ему претензионным пессимизмом.
ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА /Предоставлено пресс-службой фестиваля

«Голодаря», написанного на закате жизни, Кафка считал одной из немногих своих удач. Короткая новелла повествует о «художнике голода» – человеке, превратившем длительное голодание в аттракцион для публики. Зеваки платят аскету неблагодарностью: он гибнет в цирковой клетке, всеми забытый и оставленный. «Голодаря» принято читать как литературную шифровку для интеллектуалов, хотя единого мнения относительно разгадки нет. Иные считают, что тут выведен писатель, отказывающийся баловать народ бульварным чтивом, другие – что взыскательный читатель, не находящий себе достойной духовной пищи.

Някрошюс обозначает свою тему буквально с порога. Актриса «Мено Фортас» Виктория Куодите (донна Анна из «Маленьких трагедий», Ирина из «Трех сестер», Офелия из «Гамлета») начинает спектакль с многократного повторения реплики «Кушать подано». Голодарь (а именно его роль поручена Куодите) в сценическом сюжете Някрошюса – человек театра, актер, причем не маститый премьер труппы, а мастер эпизода. Свое скромное «Кушать подано» Куодите исполняет на разные лады: то пищит тонким голосом, то важно басит, взяв в ладонь кирпич вместо черепа Йорика и представляя себя Гамлетом, то трагически шепчет, хватаясь за сердце, то кричит, заглушая бурчание живота. В новом спектакле Някрошюса говорят о театре, к тому же – весело, развязно, на языке клоунады.

Трудно вспомнить, кто первым применил к Эймунтасу Петровичу характеристику, ставшую критическим штампом: «сумрачный литовский гений». Однако в случае «Голодаря» она не работает. Спектакль фонтанирует озорством и шалостью.

В компанию к Куодите – Голодарю режиссер придал комическое трио дзанни (персонажи-слуги в итальянской комедии дель арте. – Прим. ред.). Вайдас Вилюс высок и массивен, Геннадий Вирковский невысок и худ, между ними Вигандас Вадэйша, актер среднего роста. Одетые в костюмы без галстуков и шляпы, с одной на всех парой очков, передаваемой по эстафете, они выходят к зрителю, вооружившись нехитрым иллюстративным материалом по анатомии, и устраивают нечто вроде лекции.

Рассказывают о пищеварении, о первооткрывателе желудочного сока Джабире ибн Хаяне, пока Голодарь решительно не прогонит их с авансцены. Куодите преподает незадачливым лекторам мастер-класс, как именно надо играть в театре Някрошюса. Она присаживается на стул, обхватывает спину нервными худыми руками с длинными пальцами – и срывает аплодисменты. Емкий поэтический жест тут ценят выше теоретических умствований.

Рефлексия о театре никогда не относилась к любимым мотивам этого режиссера. Можно вспомнить разве что смешной дивертисмент из его спектакля «Нос» (1991), в котором забредший на постановку Някрошюса в качестве зрителя майор Ковалев клевал носом от скуки. А еще, конечно, приходит на ум легендарный спектакль «Пиросмани, Пиросмани...» (1981): тогда Някрошюс превратил пышноречивого бахвала Пиросмани из посредственной пьесы Вадима Коростылева в сосредоточенного трудягу, молчуна ремесленнической складки. Мысль о том, что творчество прежде всего работа, сродни строительству или ремонту, есть и в «Голодаре». В какой-то момент дзанни притащат ящик с инструментами и банку краски, а триумф Голодаря, завершающего очередной сеанс воздержания от пищи, будет показан при помощи манипуляций с рулоном ватмана.

Някрошюс взахлеб потешается над своей мировой славой. Голодарь пишет мелом на стене «Мен...», и мы ожидаем прочесть: «Мено Фортас», но после заминки оказывается, что имелось в виду слово «Меню». На сцену выносят картонную коробку с многочисленными грамотами и кубками, полученными Някрошюсом на различных фестивалях. Голодарь тщетно пытается смастерить из них лежанку, использует их вместо нот, безуспешно подбирая что-то на фортепиано, но, разочаровавшись, возвращает трофеи в ящик, подписывая фломастером место назначения – «В ломбард». Дзанни дарят Голодарю цветы – но не букетами, а спрессованной кипой. Особенно едко обыграны в спектакле европейские гастроли «Мено Фортас». Пока дзанни бодро рулят воображаемым авто, рядом с трудом ковыляет Голодарь. К карте Европы, которую ему надели на ноги вместо обуви, с обратной стороны оказались приколочены тяжелые колодки.

Режиссер задорно своевольничает с текстом Кафки, явно не близким ему претенциозным пессимизмом. Реплику «Голодарь понимал свое положение и страстно ждал этих минут» актриса Куодите подает, темпераментно прильнув к самому субтильному из дзанни. Персонаж Геннадия Вирковского явно пугается внезапного сексуального натиска. В следующей мизансцене, посвященной встрече Голодаря с детьми, небритые дзанни неловко пытаются притвориться младенцами, с энтузиазмом поглощая мороженое.

Литературный финал, предполагающий трагическую смерть Голодаря, и вовсе отменен. Аскет поступает в цирк, его поясницу крепко связывают страховочным ремнем. (Видимо, режиссер намекает на сдерживающие обстоятельства нынешних экономических условий в Литве.) Однако лукавый «артист голода», вопреки Кафке, быстро перестраивается, выбирает из публики самого упитанного зрителя, уходит с ним за кулисы и возвращается один, плотоядно облизываясь.

Намек прозрачен: в любых условиях найдется лазейка для эксцентричных художественных привычек. А лучшим средством от хандры и творческого кризиса, по Някрошюсу, остаются трудолюбие и ироническое отношение к себе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5565) от 14.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.