Глазами доктора Ватсона

В этом сезоне шорт-лист литературной премии «Новые горизонты», вручавшейся на Петербургской фантастической ассамблее, оказался как никогда сильным.

Глазами доктора Ватсона | ФОТО Shai Halud/Shutterstock

ФОТО Shai Halud/Shutterstock

На награду претендовали Сергей Кузнецов с романом «Калейдоскоп», Михаил Савеличев, автор «неоэкспрессионистской» книги «Крик родившихся завтра», Тим Скоренко с рукописью «Эверест», по нелепому стечению обстоятельств все еще ждущей своего издателя. Но в результате диплом и памятный знак премии из рук Джорджа Мартина получил Эдуард Веркин, автор повести с интригующим названием «ЧЯП».

Эдуарда Веркина принято считать писателем детским, в крайнем случае подростковым. Это чуть престижнее, чем без остатка числиться по ведомству фантастики, но все равно как-то несерьезно. Однако повесть «ЧЯП» не о подростках и не для подростков (по крайней мере не только для них), здесь все устроено сложнее и интереснее.

Начинается эта история вполне традиционно. Шестнадцатилетний Синцов (именно так, по фамилии, он называет себя во внутренних монологах) отправляется на каникулы к бабушке в поволжский городок Гривск. И в первый же день сводит знакомство со сверстником Грошевым по прозвищу ЧЯП (тут нумизматы понимающе улыбнутся). Синцов — обычный современный подросток из большого города: компьютерные игры, серфинг в Интернете, немного книг и немного фильмов — к этому сводятся все его интересы. Грошев, напротив, местная знаменитость: гривские обыватели его сторонятся и считают слегка помешанным, зато матерые авторитеты охотно ведут с ним дела, а сам мэр прислушивается к его советам.

ЧЯП — настоящий вундеркинд и гений по части собирательства. Он способен найти практически любую монету, жетон, открытку — все, что только может быть предметом коллекционирования. При этом он совсем не похож на Кощея, чахнущего над коллекционным златом. Грошев вполне практичный и оборотистый юноша: купить предмет по цене лома, вернуть товарный вид, дождаться подходящего момента и продать втридорога на интернет-акуционе — это получается у него удивительно ловко.

По сути, у ЧЯПа есть все, чего душа пожелает. Не хватает только одного: роскоши человеческого общения. Для того он и знакомится с Синцовым, учит приятеля азам нумизматики, травит бесконечные байки, предостерегает от общения с полубезумной активисткой Царяпкиной, таскает за собой по свалкам, блошиным рынкам и жутковатым заброшенным пригородам — здесь критик Валерий Иванченко, входящий в жюри премии «Новые горизонты», очень уместно вспоминает Стивена Кинга с его «подростковой готикой».

Между делом Грошев рассказывает приятелю и городскую легенду о Жетоне Бога, способном исполнить любое желание: вроде бы байка как байка, но это и есть то самое чеховское ружье на стене, которое оглушительно взорвется в финале.

Но, конечно, грош цена была бы повести Веркина, если бы все здесь сводилось к голой фабуле. Для начала почти весь «ЧЯП» состоит из внутренних монологов Синцова — при этом автор использует совсем не детскую лексику, местами слишком книжную, местами почти газетную: «На улице Синцов подумал, что этот интерес вызван тем, что он, Синцов, чужой. А в маленьких городках к чужим относятся настороженно, с генетической нелюбовью, чуть что сразу бьют по рогам или в репу, ну, как в «Путешествии из Петербурга в Москву». <...> Синцов стал есть второе мороженое, а еще открыл бутылку с минералкой, выпил половину и посмеялся над собой, подумав, что глупо все-таки пребывать в плену предрассудков, навязанных массовой культурой, сейчас ведь не как в старые времена».

Кое-что начинает проясняться, когда Синцов задумывается о своем месте в этом повествовании — и приходит к выводу, что играет роль рассказчика, наблюдателя, простодушного, далеко не все понимающего «доктора Ватсона» при по-настоящему сложной и значительной фигуре.

«Единственная, пожалуй, претензия, — комментирует свою оценку повести Веркина Галина Юзефович, еще один участник жюри «Новых горизонтов», — это возраст героев: автор так увлекся дистилляцией своего романа, что либо его персонажи серьезно отстают в развитии, либо им никак не шестнадцать, а в лучшем случае тринадцать лет». Трудно не согласиться: конечно, шестнадцатилетние подростки так не говорят, так не поступают и уж тем более не думают в таких категориях. Но вот книжные герои, персонажи «телеги», рассказанной у костра, — запросто! Один этот поворот разом объясняет все, что кажется в книге искусственным, надуманным, притянутым за уши.

Герой-повествователь, кстати, вполне осознает свое литературное происхождение и именно с этой позиции оценивает ситуацию: «Красиво говорит, — подумал Синцов. — Правильно. Приятно слушать, хоть в бумагу сразу записывай. <...> Нет, Грошев точно похож на литературного героя, все они в книгах так говорят».

Потому Синцов и не противится неизбежному, таскается хвостиком за приятелем, которому «сдал в аренду свою удачу»: куда бежать с подводной лодки? Но есть в таком положении и свои плюсы. В крайне условном мире художественного произведения нет ничего невозможного: у шестнадцатилетних мальчишек вдруг прорезается какая-то нечеловеческая эрудиция (потрясающую глубину знаний демонстрирует не только вундеркинд ЧЯП, но и «Ватсон»-Синцов), исполняются заветные желания, воскресают мертвые.

В итоге все сестры получат по серьгам: семья Синцова раньше времени въедет в новую квартиру, активистка и начинающая поэтесса Царяпкина напишет песню для любимой панк-группы «Анаболики» и отправится в Швецию работать над книгой, и даже гривский авторитет Лоб станет меценатом и будет баллотироваться в мэры.

За скобками останется только судьба самого Грошева: видимо, ЧЯП все-таки слишком сложная и крупная фигура, чтобы без остатка втиснуться в этот условно-подростковый нарратив.

Эдуард Веркин. ЧЯП. — М.: Эксмо, 2016.

#литература #премия #"Новые горизонты"

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.