Главный режиссер – судьба. Лучшие фильмы кинофестиваля «Послание к человеку»

3 ноября на церемонии закрытия ХХХI международного кинофестиваля «Послание к человеку» – она состоялась онлайн, без зрителей – назвали лучшие фильмы. «Гран-при» «Золотой кентавр» получил Сергей Лозница за фильм «Бабий Яр. Контекст».

Главный режиссер – судьба. Лучшие фильмы кинофестиваля «Послание к человеку» | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Сергей Лозница – один из ведущих сегодня документалистов, признанный во всем мире. Программный директор кинофестиваля Алексей Медведев сказал, что награду жюри присудило не за трагическую тему, связанную с войной и холокостом, и даже не за масштаб фильма, а за высочайшее профессиональное мастерство режиссера.

«Кентавра» за лучший полнометражный документальный фильм дали чешскому режиссеру Гелене Тржештиковой за картину «Энни». Режиссер родилась в Праге в 1949 году, окончила факультет кино и телевидения Пражской академии изящных искусств, с 1974 года сняла 50 фильмов.

Свои фильмы Гелена порой снимает годами, проживая с героями часть их жизни. Таковы ее документальные картины «Катька» о наркозависимой женщине, «Рене» – о преступнике, «Личная вселенная» – о самом обычном, «среднестатистическом» парне. Ее героиня Энни – тоже вроде бы обычная. Но не среднестатистическая. Она работает уборщицей в городском туалете. Дважды разведена. Трое взрослых детей. В 46 лет эта женщина выходит на панель, чтобы заработать на подарки внукам к Рождеству.

Внешне она чем-то напоминала мне итальянскую актрису Джульетту Мазину, – говорит Гелена.

И – да, смотря фильм об Энни, вспоминаешь «Ночи Кабирии» Феллини. Энни не жалуется на жизнь, а о своей новой профессии говорит с юмором. И она сохраняет достоинство.

«Кентавра» в этой номинации получила также картина Саломе Джаши «Укрощение сада». Саломе родилась в 1981 году в Тбилиси (Грузия). Изучала журналистику и несколько лет работала репортером. В 2005 году получила стипендию Британского совета для изучения документального кино.

В центре сюжета ее фильма – бывший премьер-министр Грузии, который коллекционирует столетние деревья. Их выкорчевывают и привозят по суше и по морю в его дендрологический парк. Жителям поселков за эти деревья дают деньги. Но окупают ли они потерю деревьев, которые росли на глазах многих поколений, давали им тень и кислород, были домом для множества птиц?

Приз «Кентавр» за лучший фильм национального конкурса вручили ленте Дмитрия Лукьянова «Клетки». Герой картины Никита неизлечимо болен: людей с таким диагнозом принято называть «бабочками».

Лучшим анимационным фильмом стала «Жизнь-паскуда» Вари Яковлевой. Жюри наградило также восьмиминутную документальную анимацию Марии Коган-Лернер «За забором». Фильм основан на дневнике Татьяны Внукевич-Багдасарьян, которая до тридцати пяти лет жила в психоневрологическом интернате. Мария рассказывает, как стала читать дневники Тани и была потрясена, сколько там света.

Это вообще не укладывалось в мою картину ПНИ с преступлениями, страшилками, с моей злостью на эту систему. Это голос светлого человека, который совершенно иначе относится ко всему. Она пишет, как ей не нравится, когда ПНИ сравнивают с тюрьмой, – рассказывает режиссер.

Приз «Кентавр» за лучший короткометражный игровой фильм получила Настя Коркия за фильм «Почти весна», а лучшей документальной коротметражкой признали сделанную в Афганистане картину «Три песни для Беназир» Элизабет Мирзаи и Гулистан Мирзаи


#фильм #кино #кинофестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7045) от 08.11.2021 под заголовком «Главный режиссер – судьба».


Комментарии