Главного героя ищите на острове
В ЦПКиО им. Кирова открылась выставка «Снимается кино!».

В 2004 году в Елагиноостровском дворце снимал эпизоды своего фильма «Солнце» Александр Сокуров. ФОТО АВТОРА
Где снимали знаменитые кадры «Небесного тихохода», когда Крючков со товарищи распевает «Первым делом самолеты»? В залах какого особняка решали свои вопросы мрачные герои «Бандитского Петербурга»? По каким коридорам разгуливает бородач с безумным взором в фильме «Григорий Р.»? Все это, оказывается, происходило в Елагиноостровском дворце - популярной среди отечественных кинематографистов фактуре, ставшей площадкой для съемок более чем 20 картин.
Выставка, посвященная Елагиноостровскому как киногерою, открылась в большом выставочном зале Конюшенного корпуса. Продлится она до 2018 года. То есть до окончания генеральной реставрации самого дворца (начатой в начале нынешнего года).
- В связи с ремонтом все предметы интерьера мы переместили в запасники, - рассказала нашей газете заведующая дворцом-музеем Юлия Дементьева, - это же стало поводом для организации выставки. Если все ценнейшие экспонаты в свободном доступе, почему бы не представить их на тематической экспозиции? Тем более что идея уже была. Два года назад студентка Института культуры Екатерина Табунова, ныне сотрудница нашего музея, написала диплом на тему «Елагиноостровский в кино». Собрала информацию: до этого ведь даже работники музея имели весьма смутное представление о том, что же и когда здесь снимали.
Основной посыл выставки - переплетение истории и современности через кинематограф. На статичные экспонаты интереснее смотреть в контексте мира cinema. Строгие и благородные картины, стулья, столы добавляют в кинореальность веса и достоверности.
Пространство разделено на семь залов. Первый носит название «Как начинается сценарий?». В нем собрана мебель из Зеленого кабинета дворца - стол и шкафы стиля «русский жакоб» - фанерованное красное дерево, украшенное латунным декором. Посетителю предлагается попробовать себя в роли сценариста - описать персонажа, якобы сидящего за массивным столом, придумать время действия, сюжетную историю. Второй зал - «Портрет хозяйки дома» с костюмированным манекеном: нужно сочинить историю безмолвной героини. В третьем - «Эскизной части фильма» - прочитать отрывок из романа «Идиот» Достоевского и придумать декорации для его экранизации...
Впервые этот дворец был облюбован в 1934 году режиссерами «Песни о счастье» Марком Донским и Владимиром Легошиным. В его стенах, по сюжету, расположены учебные классы консерватории, куда приезжает учиться бывший батрак Кавырля. Через два года Александр Ивановский снял тут «Дубровского»: теперь это уже дворянская усадьба. В последний год Великой Отечественной Семен Тимошенко использовал дворец как декорацию в своем «Небесном тихоходе». Примечательно, что эпизод с песней про самолеты на фоне дворца очень важен для исследователей его истории. Во время войны Елагиноостровский сильно пострадал от бомбежки. Фотографии интерьеров и внутренних помещений находятся в архиве Минобороны и пока засекречены: в годы войны здесь располагалась база военных тральщиков. Увидеть дворец образца 1945 года (к сожалению, с разрушенной крышей и стенами) можно только на старой пленке.
В послевоенный период дворцовый ансамбль, в котором разместился дом отдыха, в кино появлялся нечасто. Один из примеров - «Летучая мышь» 1979 года Яна Фрида. Но после присвоения ему в 1987 году статуса памятника-музея стал востребован все больше и больше, а в настоящее время вообще «занят» под завязку ежегодно.
В 2004 году тут снимал эпизоды своего фильма «Солнце» Александр Сокуров. В 2008-м дворец сыграл роль одного из зданий старого Хельсинки в «Адмирале» Андрея Кравчука. В ленте Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание» - это Грановитая палата Кремля. В сериале 2013-го «Шерлок Холмс» Андрея Кавуна - французское посольство в Лондоне. А в «Григории Р.» Андрея Малюкова - Царскосельский дворец...
И еще любопытный киноэпизод (со съемками на Елагином, правда, связанный опосредованно). Зал № 5 выставки украшает охотничий гарнитур - огромный стол, оружейный шкаф, кресла, виртуозно вырезанные из цельного массива ореха с использованием многочисленных декоративных элементов и фигур животных. Заказан он был, предположительно, самим Александром III. Экспроприированный в свое время гарнитур долгие годы среди прочих мебельных раритетов находился в одной из ленинградских гостиниц. В самом обычном номере! Мебель эту можно увидеть в фильме «Осенний марафон» - в комнате датского профессора (съемки велись в той самой гостинице). Три десятка лет назад при содействии Министерства культуры гарнитур удалось передать музею. Но остальные ценные экземпляры мебели так и не попали к музейщикам. История почти для кино. Или для нового исследования.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5813) от 20.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии