Гламур, сумбур и авангард
В минувшее воскресенье на площади Искусств состоялся День русской музыки, посвященный 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Действо было посвящено не только музыке, но и эпохе 1920 - 1930-х годов, которая оказалась в чем-то близка нашему времени. Новая экономическая политика диктовала свои ценности и мечты, утверждала героев, формировала вкусы и моду.

ФОТО Molodec/shutterstock.com
Тогда появилось свободное от условностей искусство авангардных художников и музыкантов. В творчестве Дмитрия Шостаковича особенно ярко отразилось время, постоянно гонимое ветром перемен, каждые десять лет приносящем в жизнь страны новые потрясения.
При входе был установлен арт-объект: огромные очки служили для туристов местом обязательного фотографирования. Как и расположенные по обе стороны фанеры с увеличенным текстом газетных статей. Группа китайских пенсионеров долго позировала гиду на фоне крупного заголовка «Сумбур вместо музыки». Знали бы они, что там написано!
Атмосферу периода нэпа удалось создать вполне достоверно. Во многом благодаря молодым труженикам из Этюд-театра, которые изображали советских граждан: прогуливались под ручку, танцевали, общались с публикой. Тут же сновали сотрудники правопорядка и пытались втолковать пришедшим, почему вредно формалистическое искусство, представителем которого якобы был Дмитрий Шостакович. Кроме того, призывали не допустить проникновения западного буржуазного влияния в идеологически правильное советское общество.
Но зрители заходили в первый шатер «Кино-Театр» и убеждались, что западное искусство, невзирая на запреты, пересекало границы государств, и на экранах показывали европейские фильмы; советские режиссеры подхватывали темы популярных американских кинолент. Тапером выступал куратор всего этого общедоступного праздника Виктор Высоцкий, игравший подборку популярных мелодий тех лет. И джаз звучал, как раньше, смело, неожиданно, будто эта музыка не стала сегодня практически классикой.
В паузах между показами кинофильмов на экране демонстрировались картины художника Владимира Лебедева, рисовавшего персонажей «советского гламура» (например, нэпманшу у портнихи) и тогдашнюю шпану, сады и парки, и рестораны, столь любимые праздными горожанами. «А руководители партии пытались решить этические вопросы вроде того, может ли комсомолка танцевать фокстрот», - рассказывал искусствовед Михаил Балашов, от дилемм идеологии переходивший к экспериментам искусства, знакомя слушателей с деятельностью Фабрики эксцентрического актера.
Впрочем, этот шатер был не самым многолюдным. В расположенном поодаль шатре «Зал камерной музыки» наблюдалось гораздо большее скопление народа. Здесь петербургские музыканты играли квартеты и сонаты, фортепианные прелюдии Дмитрия Шостаковича. Меня поразил его цикл «Шесть стихотворений японских поэтов для голоса и фортепиано» и «Сатиры Саши Черного». Такая непривычная, сложная, но мелодичная музыка звучит современно именно сегодня. И она была частью музыкального ландшафта советской страны. Как были ее частью и произведения других авторов, исполненные в этом шатре: Михаила Ипполитова-Иванова, Александра Мосолова и Венедикта Пушкова.
Пока солистка Мариинского театра Мария Людько пропевала «Газетные объявления для голоса и фортепиано», а ее коллега Людмила Шкиртиль - известные каждому школьнику басни Крылова, я постоянно встречалась взглядом с молодым Шостаковичем, пристально смотрящим с большой черно-белой фотографии.
И, наконец, третья уличная площадка называлась «ДК им. Д. Шостаковича». Спектакли по стихам, письмам и воспоминаниям композитора играли артисты Этюд-театра и Полосатого театра. Хор под руководством Льва Дунаева исполнял советские песни. Ансамбль Сергея Козлова играл джазовые композиции. В завершение отважные артисты сплясали и спели совершенно, как сейчас говорят, «улетный» Антиформалистический раек. Премьере сатирического сочинения Дмитрия Шостаковича аплодировали все: и малыши, и старушки, и молодые влюбленные. Но громче всех били в ладоши стоящие позади меня немцы.
На улице вечерело, над главной сценой развевались красные флаги. Через пару часов напротив Русского музея выстроился международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова. На протяжении трех часов без перерыва звучала музыка Шостаковича. Петербуржцы, как всегда не по погоде нарядно одетые, будто не чувствовали осенней прохлады. Иностранцы кутались в пледы. Кажется, никто не заметил внезапно наступившей ночи.
Следующий День русской музыки пройдет на площади Искусств 3 сентября.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5778) от 01.09.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии